ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Трансформация мировой финансовой системы началась с России

Трансформация мировой финансовой системы началась с России

Фото: unsplash.com

29 марта в пресс-центре МИЦ "Известия" состоялась пресс-конференция на тему "Снижение зависимости: ускорят ли санкции дедолларизацию российской экономики?". Спикерами мероприятия выступили заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач, ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев и директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. На встрече обсуждались вопросы возможного полного отказа от доллара, влияние дедолларизации на сложившуюся систему платежей, доля доллара в международных расчётах России и другие актуальные вопросы повестки.

Факт дедолларизации

Пресс-конференция, состоявшаяся в пресс-центре МИЦ "Известия", позволила "вскрыть нарыв" актуальнейшей темы для развития России: дедолларизация и её влияние на экономику страны.

Отказ от доллара – болезненный вопрос для многих специалистов. Возможен ли абсолютный отказ от доллара в международных расчетах? Каким образом отказ от доллара повлияет на сложившуюся систему платежей? Какова доля доллара в международных расчётах России? С какими странами Россия уже перешла на расчёты в национальных валютах? Каковы перспективы создания единой валюты в ЕАЭС? Как отразится на долларе решение России перейти на рубли при оплате газовых контрактов?

Валюта, импорт и экспорт

Первым на вопросы отвечал ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылёв:

"Несколько слов о том почему мы собрались. Не дружественная юрисдикция - это почти что вся Европа за исключением Сербии, Боснии и так далее. По данным Газпрома, порядка 60 процентов продажи экспорта - это как раз экспорт в недружественные страны. Как тут с экономической точки зрения можно рассматривать решение о переходе к оплате рублями? Мне кажется, это решение - некое принуждение недружественных стран к обходу или пересмотру ими же введённых санкций, желание получить экспортную выручку. Это общий контекст того, что мы сейчас имеем".

Также спикер затронул тему того, в какой валюте ведётся расчёт. По словам Синельникова-Мурылёва, когда кризис начался, появились теоретические, политориентированные работы. Международные расчёты в резервных валютах подразумевают определённые риски. Дело в том, что простая международная экономическая модель даёт возможность вести расчёт в любых валютах, ведь, как отметил спикер, рынки одинаково ликвидны, и всё будет одинаково, в какой бы валюте расчёт ни велся. Здесь есть одно "но". Торговля с определёнными странами не всегда сбалансирована, и не бывает такого, что "мы поставили в Индию столько-то товаров, и получили оттуда столько-то товаров", в таком случае теоретически можно было бы вообще обходиться без какой либо валюты. А остаток обычно идёт на торговлю с вообще другой третьей страной. Если торговое сальдо не сбалансировано, значит, оно балансируется за счёт сальдо услуг либо же капитальных операций.

Данность и перспективы

"Почему, если мы торгуем, например, с Индией или с Турцией, нужны резервные валюты? Допустим, мы выручили больше турецких лир. Что нам с ними делать? Они же очень волатильны (показатель изменчивости цены - PublicO). Турецкая лира - одна из самых волатильных валют в мире. Пока ты её зачислишь на счет, ты можешь попросту многое потерять. Устойчивые валюты играют роль стабильных платёжных средств временного накопления. (...) В ситуациях, когда приходилось девальвировать доллар по отношению к золоту, система начала распадаться. Всё это происходило довольно долго, началось на грани 1970-х годов, закончилось к 1980-м годам, когда была сформирована международная валюта. Одновременно изменялись и снимались ограничения на капитальные операции в мире, которые тоже препятствовали резким притокам и оттокам валюты. И теперь мы имеем свободно конвертируемые валюты с плавающими курсами, в которых и рассчитываются те, кто торгует на мировом рынке. Данные процессы усилились значительно усилились после 2014-2015 гг. в связи с серьёзными событиями в мире", - констатировал эксперт.

Сейчас, по словам эксперта, мы имеем следующую ситуацию. Удельный вес доллара сегодня в расчётах России за экспорт составляет около 50-55 процентов, а в расчётах за импорт - около 35 процентов. Для сравнения доли российского рубля в данных расчётах за экспорт получается около 15 процентов, а за импорт порядка 30 процентов. С разными странами у России, по информации спикера, разные структурные отношения. К примеру, активно растёт и развивается торговля во взаимных валютах с Китаем, Индией, даже с ЕАЭС (Евразийский экономический союз, особая экономическая зона, в которую входят Россия, Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан - PublicO).

Расчёты со странами ЕАЭС

После выступления Сергея Синельникова-Мурылёва, заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач затронул вопросы расчётов России со странами Евросоюза, и не только.

"Сейчас мы рассуждаем о том, что нужно сделать, чтобы нарастить внешнюю торговлю РФ и ближайших наших торговых партнёров. В первую очередь, это страны ЕАЭС, и другие страны - торговые партнёры, которые являются крупнейшими партнёрами стран ЕАЭС. И здесь есть определенная динамика в последние несколько лет. Надо отметить, что с 2017 по 2021 годы доля снизилась на 12,5 процентов. А доля российского рубля увеличилась с 10 до 14 процентов. Это не просто какие-то фиксированные величины, это вполне наблюдаемая статистическая динамика, на которую влияет очень много факторов, в первую очередь внешнеполитических", - подчеркнул Вольвач.

Спикер особо отметил, что с первых лет существования Евразийского экономического союза обеспечение проведения взаимных расчётов между резидентами государств-членов ЕАЭС в национальных валютах является одной из приоритетных мер согласованной валютной политики.

"Чемодан без ручки"

Александр Широв, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, также высказался о том, как отразится на долларе решение России перейти на рубли при оплате за газовые контракты.

"Ясно, что ещё после кризиса 2014 года активно шла дискуссия, в какой степени мы можем торговать не за доллары и евро в качестве оплаты за наши энергоносители. Но сейчас ситуация радикально изменилась, прежде всего потому, что нужно ответить самим себе на вопрос: а зачем нам теперь поток евро и долларов в нашу экономику? Фактически при условиях, когда европейские страны, и те, кто их поддерживает, ввели против нас санкции в отношении и финансового сектора, и торговли технологической продукции, и большинства других направлений взаимной торговли, оплатить нормально импорт долларами и евро, которые мы получаем за нефтегаз, просто невозможно", - сказал Широв.

Спикер подчеркнул, что уже сегодня доллары и евро не являются для России необходимыми валютами. То положительное сальдо, которое наша страна получит в итоге, по словам эксперта, ни что иное, как "чемодан без ручки". Поскольку неизвестно, что же теперь делать с валютой. Можно сказать, что на фоне ненадобности России иностранной валюты, вся мировая финансовая система сегодня претерпевает серьёзную трансформацию.

Елена Островскаяспециальный корреспондент PublicO

Новости партнеров