14 ноября участники сессии «Развитие транспортных коридоров и интеграция цепей поставок в новых экономических условиях» в рамках Транспортной недели обсудили приоритетные логистические направления и ключевые проблемы отрасли.
Директор по стратегии и развитию ГК «Дело» Владимир Прибыш отметил, что на данный момент необходимо развивать морской торговый флот. «В государственной программе развитие торгового флота отсутствует как сущность в принципе. Во всех документах все морское развитие заканчивается на морских терминалах, портах и инфраструктуре вокруг них», — подчеркнул он.
Прибыш добавил, что среди приоритетных направлений сейчас можно выделить Северный морской путь, коридоры «Восток — Запад» и «Север — Юг». По ним есть специальные программы, проекты и финансирование. Эти коридоры прежде всего направлены на Восточную Азию и обеспечивают возможность для инвестиций в новые регионы и страны. Однако, по мнению эксперта, необходимо помнить и о существовании коридоров через Азово-Черноморский бассейн и Балтику. «Потенциал роста и экономическая доступность именно в новые регионы через эти два ключевых бассейна являются наиболее выгодными», — считает Прибыш.
Исполнительный директор «ФЕСКО Интегрированный транспорт» Леонид Шляхтуров в свою очередь сообщил, что после ухода иностранных глобальных перевозчиков среди приоритетных транспортных направлений оказались Индия, Китай и Египет. Поставки в эти страны осуществляются через порты Санкт-Петербурга, Калининграда и Новороссийска.
Фотобанк XVI Международного форума и выставки «Транспорт России»
Исполнительный директор Ассоциации «Сообщество топ-менеджеров логистических компаний», генеральный директор ГК «LKTK GROUP» Александр Кибальников заявил, что разворот внешней торговли России с западного направления на восточное — уже не тренд, а состоявшийся факт.
«С ЕС объем импортно-экспортных операций значительно сократился, тогда как с тем же Китаем объем товарооборота сильно вырос и продолжает расти», — добавил эксперт. Кибальников уточнил, что в его компании объем перевозок с Казахстаном, Индией и Арменией также вырос многократно.
Директор по развитию ГК «TransAsia Logistics» Аркадий Иванов отметил, что объемы поставок по транспортному коридору «Север — Юг» раньше шли в год такие, как сейчас за две недели. Основной толчок, по его словам, произошел полтора года назад, когда в Иран «хлынул» весь индийский экспорт. При этом инфраструктура Ирана не могла справиться с такими объемами.
«Самая главная проблема в Иране — это финансы, расчет за товары экспорта, импорта и за логистические услуги. Что касается автомобильных перевозок, это расчеты по системе арабской “хавалы”. Поэтому Набиуллина ездит в Иран и обсуждает там соединение нашей карточки “Мир” с их карточкой. Если это произойдет, то будет ещё один сильный толчок по развитию малого и среднего бизнеса», — поделился Иванов. Среди проблем перевозок через Иран он, как и Прибыш до этого, выделил необходимость развития морского торгового флота.
В свою очередь исполнительный директор ГК «VC Forwarding» Екатерина Лазуткина указала на недостаток безопасности при товарообмене с Ираном. «Любят они, к сожалению, открыть машину, посмотреть, что, чего там находится. Плохо то, что после каждого досмотра может произойти непонятно, что. Они досмотрели, а потом упаковали и загрузили обратно не так, как было положено», — поделилась эксперт.
При этом сессия закончилась не без хороших новостей в отрасли. «К предыдущему году, период к периоду, у нас +7,8% в увеличении грузооборота в морских портах России. С учетом той ситуации, в которой мы все находились и находимся, я считаю, что это великолепный результат. Это мужественная и самоотверженная работа всех нас», — сообщил председатель комитета по коммерческим и правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов России Павел Поляков.