ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Турция как посредник?

Турция как посредник?

Фото: unsplash.com

Эрдогановская Турция всегда отличалась гибкостью, или даже хитростью во внешней политике. В зависимости от приоритетов, которые то и дело менялись, Анкара была готова пожать руку вчерашнему сопернику или объявить войну союзнику. Вчера Турция ругалась с ОАЭ из-за Ливии и Сирии, сегодня эмиратцы выделяют миллиардные кредиты.

Справедливости ради стоит признать, что поведение Реджепа Тайипа Эрдогана – далеко не только результат его импульсивности, но и реакция на выпады других государств. Например, затяжной конфликт с ЕС и США во многом связан с желанием западных стран свергнуть турецкого президента.

            В отличие от других кейсов, где есть четкое столкновение интересов, как например, «самолетный кризис» 2015 г. с Россией или борьба против спонсора курдского сепаратизма США, в Украине для Турции не все так однозначно. С одной стороны, Эрдоган признает «оккупацией» воссоединение Крыма с Россией и не принимает «сепаратизм» на Донбассе. С другой стороны, Москва остается важным, стратегическим партнером для Анкары по целому ряду направлений, начиная с энергетики и туризма, заканчивая ВПК и переговорами по региональным проблемам от Ливии до Закавказья.

            Не будем глубоко философствовать и искать какие-то оправдания для Эрдогана, и скажем прямо – Турции российская военная операция в Украине, мягко говоря, не нравится. Не потому, что Турция является членом НАТО и считает себя частью цивилизованного европейского мира. Просто укрепление России в Украине автоматически означает ослабление позиций Турции в черноморском пространстве. Недавно, например, Генштаб России объявил о цели взять под контроль Южную Украину и открыть коридор в Крым и Приднестровье. В случае развития событий по этому сценарию Россия, получив контроль над портами Юга Украины, неизбежно изменит баланс сил в Черном море, где до сих пор доминировал турецкий флот.       

            Официальная позиция Анкары была озвучена в день начала спецоперации. «Мы отвергаем военную операцию, начатую вооруженными силами России против Украины, и считаем ее неприемлемой», — заявило 24 февраля министерство иностранных дел Турции.

            Помимо морских соображений, в случае укрепления России в Украине турецкие власти теряют политическое влияние на Киев. Ведь все эти годы Турция поддерживала Украину, поставляла ей вооружение и БПЛА, укрепляла торговлю, подписав договор о свободной торговле, а также инвестировала в украинскую экономику. Турция также выступала защитником крымскотатарской диаспоры и ее политических лидеров. Поражение Украины в определенной степени означает провал турецкой политики в Восточной Европе.

            При всей своей приверженности территориальной целостности Украине турецкое правительство не может ничего реального противопоставить России, за исключением отправленной в первые дни спецоперации гуманитарной помощи Киеву. Более того, Турции приходится во имя собственных национальных интересов продолжать общение и бизнес с Россией. Санкции Анкара, как и в 2014 году, против Москвы не ввела. Из совместных проектов, как продажи С-400 (которые пока заморожены), газопровод «Турецкий поток», АЭС «Аккую», строительный бизнес в Москве и прием русских туристов, турки не выходят. В ситуации, когда страны ЕС и НАТО, вводят пять пакетов санкций, готовят нефтяное и газовое эмбарго, такое поведение Эрдогана может расцениваться Россией даже как дружественное.

            Конечно, Эрдоган, в первую очередь, думает о своем избирателе. Недавно его страну сотрясла гиперинфляция и кризис лиры. Но для России в этот тяжелый момент крайне важно, чтобы турецкие производители одежды и рестораны вносили вклад в замещение ушедших из российского рынка западных фирм. Близится курортный сезон, поэтому сейчас совсем не время ругаться с Россией. Опыт 2015 года показал цену «холодной войны» с Москвой.

            С начала спецоперации турецкие бизнесмены потеряли минимум 40 миллиардов долларов на двух рынках. Поэтому идеальный сценарий для турок – помирить Украину и Россию. Такие попытки Турция уже предпринимала. Сначала турецкий глава МИД Мевлют Чавушоглу под поводом дипломатического форума «свел» в Анталье в начале марта своего российского и украинского коллег Сергея Лаврова и Дмитрия Кулебу.

            Затем в конце марта Эрдоган лично принял во дворце Долмабахче делегации двух конфликтующих стран. Хотя в Белоруссии прошли не одни переговоры между Владимиром Мединским и Давидом Арахамией, первый успех наметился именно в Стамбуле. Украина передала свои предложения России, включающие нейтральный статус и отказ от силового захвата Крыма и Донбасса, РФ уменьшила масштаб военной операции. Турция предложила стать гарантом безопасности Украины. Успех развить не удалось, как дала понять турецкая сторона, из-за событий в Буче. Однако Анкара продолжает попытки стать миротворцем. Чавушоглу рассчитывает провести еще один раунд переговоров, а Эрдоган все еще зовет Путина и Зеленского в Стамбул.

            Для Турции важно не только снижение напряженности между его двумя региональными партнерами, но и предотвращение открытого конфликта между Россией и НАТО. 21 апреля Чавушоглу упрекнул некоторые страны НАТО в эскалации конфликта. "Но после встречи министров иностранных дел стран НАТО сложилось впечатление, что… внутри стран-членов НАТО есть те, кто хочет, чтобы война продолжалась. Пусть война продолжается, а Россия слабеет", – сказал глава турецкой дипломатии. Досталось Североатлантическому альянсу и от министра обороны Турции Хулуси Акара. В беседе с газетой Hьrriyet он сказал, что его страна не поддерживает планы США по созданию в Черном море сил развертывания НАТО. Анкара предостерегает от таких планов Софию и Бухарест.

            Важный вклад в размежевание России и НАТО – решение по проливам. В первых числах марта в соответствии с международной Конвенцией Монтрё Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для военных кораблей. Анкара считает ситуацию на Украине войной и не хочет милитаризации Черного моря. Решение может показаться дискриминирующим Россию, ведь снабжение ее войск в Сирии идет морским путем через Босфор. Но Турция не делает исключений ни для кого. Босфор закрыт как для России, так и для НАТО, которое «поддерживает в этом конфликте Украину». Министр обороны Турции обратился к союзникам и предостерег их от провокационных действий. «Вход и выход союзников по НАТО в Черное море создаст повышенную чувствительность. У нас есть предложения по поддержанию стабильности в Черном море. Наш призыв: не горячитесь, не паникуйте, на той стороне может быть паника. Неверная информация может привести к недоразумениям». Хулуси Акар советует третьим странам не находиться в Черном море, чтобы не нарушать баланс. «Если он будет нарушен, события могут выйти из-под контроля».

            Сочетая в себе функции посредника между Киевом и Москвой, а также некоего «предохранителя» от прямого конфликта НАТО и России, Турция могла бы в перспективе замахнуться на роль посредника между Россией и Западом. Понятно, что на данном этапе о примирении ЕС/США и России говорить не приходится, и антироссийские санкции никто снимать не будет. Однако Стамбул мог бы предоставить свою площадку для еще одного Reset (Перезагрузка). Когда ЕС и США готовят поставки тяжелого вооружения Украине, а Россия угрожает их уничтожить, «разрядка» становится как никогда актуальной. 

            Мир на Украине – необходимое условие для ослабления конфронтации между Россией и НАТО. При этом ясно, что прямой диалог Вашингтона/Брюсселя и Москвы может со своей стороны позитивно повлиять на ситуацию на Украине. Желание стать посредником что в первом, что во втором процессе у Турции есть. Эрдогана уважают как в Кремле, так и в Брюсселе. Другое дело – пока с двух сторон отсутствует готовность к компромиссу, авторитета турецкого лидера оказывается недостаточно для того, чтобы стать посредником между Россией и Западом. Россия не намерена сворачивать спецоперацию без уступки Киевом Крыма и Донбасса, а ЕС и США не хотят ослаблять санкционную удавку.             

Камран Гасанов, специально для PublicO

Новости партнеров