ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Украинский кризис как путь к Новому мировому порядку

Украинский кризис как путь к Новому мировому порядку

Фото: unsplash.com

Спецоперация на Украине и ответные санкции против России, по-видимому, дают не тот результат, который ждали в Соединенных Штатах. Москву не удалось изолировать. Еще вчерашние союзники отказываются присоединяться к ограничениям. Держится Китай. Европа не решается отказаться от российского газа. Россия сломала старый мировой порядок, или, точнее, спецоперация стала кульминацией уже давно запущенного слома архитектуры глобальной безопасности?

            На самом деле, мир уже давно переживает глобальную трансформацию. Временно существовавший в начале 1990-х годов однополярный мир сразу же подвергся эрозии. С 2000 года Китай продемонстрировал экономический взлет – его ВВП за 10 лет вырос в 6 раз. За счет нефтегазовых доходов восстанавливалась и Россия, чье геополитическое влияние и военные возможности опережали экономические. Интервенции США и натовских союзников в Афганистан (2001), Ирак (2003) и Ливию (2011) вроде бы временно доказали миру, что американцы первые среди великих держав, но также укрепили  тенденцию к многополярности. Китай и Россия создали ШОС, пригласив в нее республики Средней Азии, а позднее Индию и Пакистан.

            БРИКС в составе КНР, РФ, Индии, Бразилии и ЮАР со своим банком и пулом резервных валют возомнил себя альтернативой МВФ, где доминировали Штаты с опорой на доллар.

            Ослабление «единственной сверхдержавы»

            В 2010-х годах США начали терять влияние на Ближнем Востоке и СНГ. Операция по свержению Асада наткнулась на противодействие иранских ополченцев и российских ВКС. В Ираке растут антиамериканские настроения. В Афганистане многолетнее успешное наступление талибов на марионеточный режим в Кабуле завершилось полном захватом власти «Талибаном» летом 2021 года. Союзник по НАТО Турция начинает проводить самостоятельную политику, закупает российские системы ПВО и создает трехсторонний формат с Ираном и Россией. Саудовская Аравия все больше недовольна менторскими замашками Вашингтона в вопросах прав человека.

            При Джо Байдене отношения США с ОАЭ и КСА опустились до самого низкого уровня. Белый дом обнародовал доклад разведки, напрямую обвиняющий саудовского наследного принца Мухаммеда бен Салмана в убийстве журналиста Джамала Хашукджи. США также заблокировали поставки истребителей F-35 и другого летального оружия в ОАЭ и КСА из-за их военной операции в Йемене против проиранских хуситов.      

            На постсоветском пространстве Россия взяла реванш в странах, где недавно отгромыхали «бархатные революции». Москва ответила применением войск на попытку Грузии присоединить Южную Осетию и Абхазию. Удержав несколько лет Тбилиси под санкциями, Кремль добился смены власти в Тбилиси и прихода более терпимого к России руководства во главе с бизнесменом Бидзиной Иванишвили.  В 2014 году «майдан» в Киеве привел к образованию еще одного территориального конфликта в Европе, а также создал раскол в ЕС в силу неоднозначного отношения Венгрии, Италии, Австрии и других стран к вопросу антироссийских санкций.

            Надежды Запада на подчинение и поглощение постсоветской России затухли. Москва совершает «разворот на восток», сближается с Китаем и переходит к жесткой риторике при отстаивании своих интересов в ближайшем зарубежье. Последним, если не считать спецоперацию России в Украине, экспериментом оказалась Армения – но и здесь по итогам карабахской войны Запад терпит поражение в лице проигравшего ее Никола Пашиняна.

            После начала спецоперации России в Украине 24 февраля лидеры США и ЕС нацелились на «уничтожение российской экономики» и политическую изоляцию Москвы. Ограничительные меры Запада – отключение от SWIFT, прекращение инвестиций, выход нефтяных компаний из совместных проектов, ограничение доступа к валюте, блокировка счетов олигархов и заморозка ЗВР – безусловно, нанесет немалый ущерб благосостоянию России. И это естественно, ведь ЕС – главный торговый партнер РФ. Что будет дальше, покажет время. Выживание российской экономики зависит от способности мобилизовать внутренние ресурсы, перестроиться на свое производство и поиска альтернативных внешних торговых партнеров и инвесторов.

            Провалившаяся «изоляция»

            Что касается политической изоляции, то здесь результаты известны уже сейчас. Вопреки усилиям США, российские действия находят молчаливое понимание и спокойную реакцию от Турции до Ирана, от Саудовской Аравии до Пакистана, от Индии до Китая, в большей части Латинской Америки и половине стран Африки. Главы МИД Ирана, Катара, Турции совершают в последние дни визиты к Сергею Лаврову. Лидер Израиля Нафтали Беннет тайно встречается с Владимиром Путиным и предлагает свои посреднические услуги в мире с Владимиром Зеленским. Реджеп Тайип Эрдоган приглашает враждующие стороны встретиться в Стамбуле. Китай отказывается присоединяться к санкциям и лишать Россию доступа к юаням. Саудовская Аравия договаривается с КНР о строительстве НПЗ, где может быть переработана в том числе нефть из России. Видя, как США используют «долларовую дубинку», Саудовская Аравия объявила о готовности вести нефтяную торговлю с Китаем в юанях. Кронпринцы ОАЭ и КСА не отвечают на звонки Байдена, рассчитывавшего на увеличение добычи нефти со стороны арабских монархий с целью лишить Россию главного источника доходов.

            Эти примеры демонстрируют, что мировой порядок, который давно начал свою трансформацию, строится в своем новом облике независимо или даже вопреки воле державы номер один. Выступает ли здесь Россия катализатором, или вскрылись в одночасье «старые обиды», - вопрос второстепенный. Главное, что Китай, Россия и региональные державы более не хотят жить по-старому и, кажется, используют события на Украине как исторический шанс, чтобы бросить вызов диктату Америки.

            Неизбежность многополярности

           

фото: Эйнар Танген

Политический аналитик, экономист из Пекина Эйнар Танген говорит, что переход к многополярному миру будет болезненным, но этот процесс неизбежен из-за поведения Вашингтона.

            «Мы движемся к более разделенному миру. Международная структура, сформированная после Второй мировой войны, фактически исчезнет. Грядущая рецессия в сочетании с нехваткой предметов первой необходимости, таких как еда и энергия, приведут к гражданским беспорядкам. Развитые и развивающиеся страны будут и впредь разделяться экономически и политически. Переход к многополярному миру будет не гладким и не выгодным, а, по иронии судьбы, вынужденным из-за попыток США сохранить свою гегемонию. Остальной мир - Китай, арабские страны и Африка – отказываются вводить санкции против России. Саудовская Аравия хочет торговать с Китаем в юанях. Арабские министры посетили Россию», - сказал он в беседе с Public Opinion.

                        Прагматизм стран Персидского залива в отношении Кремля таится не только в обиде на США, но понимании того, что сохранение отношений с Россией жизненно важно для их экономик. Россия – крупнейший экспортер зерна. В условиях роста цен на газ в мире производство удобрений дорожает и ставит под угрозу сельское хозяйство. Ограничение импорта зерна из Украины и России может поставить Ближний Восток на грань голода. Кроме того, КСА, ОАЭ, чьи доходы растут ввиду высоких цен на нефть, могут увидеть для себя шанс в уходе европейских компаний. Не исключены инвестиции из этих стран в ключевые сектора российской экономики.

            Китайский экономист ожидает также изменение глобального экономического порядка в пользу развивающихся стран:

            «Экономический порядок будет отмечен отдельными финансовыми системами, что снизит глобальную эффективность и повысит издержки. Те, кто примет цифровизацию, будут иметь явное преимущество перед теми, кто этого не сделает. Результатом станет массовый сдвиг в богатстве и торговле между развитыми и развивающимися странами в пользу последних. Между тем, совместные усилия по борьбе с изменением климата, по сути, потерпят крах».

            Эйнар Танген полагает, что несмотря на разногласия США с Россией и Китаем, в конечном счете, они договорятся о новых правилах игры.

            «Слабая надежда заключается в том, что крупные державы осознают мудрость старой поговорки «когда дерутся слоны, топчут траву» и заключают соглашения о торговле и безопасности, которые уважают все страны. В отношениях с суверенными странами речь идет не о принуждении и санкциях, а об общих ценностях, целях и уважении к различным политическим траекториям разных стран», - добавил он.

            Реформа Совета безопасности ООН

            Одно из возможных направлений эволюции международного порядка — это реформа Совета безопасности ООН, в ходе которой количество постоянных членов  предлагается либо расширить, включив в него, скажем, страны G-20, либо уменьшить, изгнав из состава постоянных членов провинившуюся в чем либо державу. Вопрос о реформе Совбеза ООН в последние дни был вновь поднят МИДом Японии, и это предложение, совершенно очевидно, имело антироссийский характер. Опрошенные PublicO эксперты разошлись в вопросе о реализуемости этой инициативы. Публицист Георгий Бовт не отрицал вероятности подобной меры, которая, однако, никак не соответствует Уставу ООН: «Теоретическая возможность реформирования Совета безопасности есть. Однако в Уставе ООН не предусмотрено такой процедуры, а это значит, что нужно будет вносить изменения в сам Устав. Подобное преобразование потребует солидарного голосования большинства стран-участниц Генеральной ассамблеи. Пока юридического пути к этому нет, но я думаю, что если такое желание будет сильным, придумают и юридические пути». В отличие от него, политолог Дмитрий Суслов полагает, что радикальная реформа Совета безопасности невозможна, однако «коллективный Запад» вполне способен реализовать давнюю задумку — создание альтернативной ООН организации мирового порядка: «Конечно, это будет раскол миропорядка, серьезный подрыв авторитета ООН, но и структура эта не будет легитимной. Может, она будет легитимна для «коллективного Запада», но не в глазах подавляющего большинства человечества».

            Скорее всего, вопрос о расколе институтов миропорядка подвиснет на неопределенное время, в течение которого будет наблюдаться активное «блокостроительство» - военное, экономическое и, главное, финансовое. Но это тема для новых дебатов.

Камран Гасанов, международный обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров