Более 90 процентов «за» при явке
около 85 процентов - таковы итоги
референдума по новой редакции Конституции Узбекистана. Принятие новой редакции
Конституции юридически закрепило
концепцию Нового Узбекистана – комплекс новых политических и экономических
решений, начатых после прихода к власти Шавката Мирзиеева в 2016 году.
Узбекистан, по Конституции, стал уже не только суверенным и демократическим
государством как было ранее, но и правовым, социальным и светским. Нормы социальных обязательств увеличиваются в
три (!) раза. Реализация данного подхода возможна только в условиях устойчивого
экономического развития, одним из факторов которого может стать активное
сотрудничество Узбекистана со странами БРИКС – именно там, в отличие от стран
«большой семерки», согласно последнему, апрельскому, прогнозу МВФ будут самые высокие
темпы роста ВВП с лидерством Индии и Китая.
По официальным данным из более чем 35 миллионного населения
Узбекистана, более одной трети составляют дети и молодежь до 18 лет, а почти 60
процентов находятся в трудоспособном возрасте.
В отличие от ряда стран на постсоветском пространстве, именно в
Узбекистане молодежь составляет значительную часть населения, что кстати
характерно и для большинства стран БРИКС.
Создание людям комфортных рабочих
мест и обеспечение достойным доходом
в данных условиях стало возможным только при состоявшемся при Шавкате
Мирзиееве переходе страны к режиму открытой экономики и ее встраиванию в международные цепочки
создания добавленной стоимости. Однако
конституционные изменения в Узбекистане предусматривают значительно более высокий
объем социальных нововведений. Пенсии и пособия отныне не привязаны к
прожиточному минимуму, а будут не ниже минимального потребительского бюджета.
Важным и необходимым стало обязательство обеспечения инклюзивного образования
для детей с особыми потребностями, а также запрещение любых форм детского
труда, представляющего угрозу здоровью и препятствующего их образованию. Принятие новой редакции Конституции Узбекистана
ставит перед страной необходимость продолжения экономических реформ и
расширение взаимовыгодного экономического сотрудничества с международными партнерами.
Однако, по последнему, апрельскому, прогнозу МВФ все страны «большой семерки»
погружаются в большую рецессию с экономическим ростом от минус 0,7 процента во
Франции и Италии до плюс 1,6 процента в США. При этом совсем иная картина в
странах БРИКС, где лавры лидера берут
на себя Индия с темпом роста 5,9 процента ВВП и Китай с 5,2. Активно формируя свою взаимную стратегию,
вплоть до перехода на торговлю в национальных валютах, Узбекистан и страны
БРИКС, имеют все шансы на наращивание сотрудничества, войдя в «фарватер»
устойчивого экономического роста. Огромные перспективы открывает для всех стран
в этом случае и использование
курируемого Индией транспортного коридора «Чабахар – Центральная Азия» и
китайского «Пояса и пути», по факту превращая Узбекистан в один из крупнейших
транспортных хабов континента с выходом на рынки стран ЕАЭС, в том числе и России. В новое время –
с новыми лидерами!