Похоже, этот год поставит очередной демографический антирекорд. По данным Росстата, за первые 4 месяца «численность населения сократилась на 375,4 тыс. человек, или на 0,26% (за аналогичный период предыдущего года - уменьшилась на 222,5 тыс. человек, или на 0,15%)».
Умножаем на три и получаем возможное годовое снижение населения на 1,126 млн чел. На 1 мая 2022 г. в России проживало 145,2 млн человек. Естественная убыль населения в 2021 году впервые в истории современной Российской Федерации достигла 1,04 млн человек. Таком образом, получается, что за два-три последние года мы свели на нет весь демографический эффект от присоединения Крыма – 2,6 млн чел.
Удивительно, что в январе-апреле 2022 г. наряду с естественной убылью (-311,2) тыс. человек наблюдался и миграционный отток (-64,2) тыс. человек. Ведь до сих пор именно миграция была палочкой-выручалочкой, полностью или частично компенсирующей снижение коренного населения. В прошлом году - примерно на треть.
«Благополучие людей, их достаток — важнейший фактор демографического развития. И здесь с учетом наложившихся негативных демографических волн ситуация крайне сложная», — говорил недавно на ПМЭФ президент России. Путин привел данные, согласно которым в России в апреле текущего года родилось менее 100 тыс. детей, что почти на 13% меньше, чем в апреле 2020 года. Это минимальный показатель числа рождений со времени Великой Отечественной войны.
В мае он несколько улучшился, но уже в ближайшем будущем некоторые демографы ожидают резкого снижения. Независимый демограф Юрий Ракша в НГ недавно заявил: «Более длительный и, возможно, глубокий спад рождаемости, скорее всего, ждёт страну в 2023 и 2024 году, который способен довести число рождающихся до рекордно низкого уровня со времён ВОВ, а потом за 250 лет». Среди причин - падение реальных доходов населения в условиях нарастающей экономической неопределенности, снижение реальных располагаемых доходов населения, растущая скрытая безработица, отсутствие перспектив.
Сможет ли правительство реально изменить положение? Очень сомневаюсь, несмотря на данные президентом поручения разработать дополнительные меры «кардинального характера» для поддержки семей с детьми. На трудную экономическую ситуацию, усугубленную санкциями, накладываются последствия долговременных социальных и исторических процессов. В беседе с PublicO ситуацию объясняет известный российский общественный деятель, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов:
- Сейчас семьи создает малочисленное поколение 90-х годов, что частично объясняет ситуацию. В 30-е годы будет несколько повеселее. Но это рябь на воде, ничего не меняющая в общей картине происходящего. Мы бодро и уверенно шагаем на геополитическое кладбище. К концу нынешнего века, по данным ООН, в стране останется не более 70 млн населения.
Воспроизводство российского населения прекратилось с 1964 года, когда преобладающей стала двухдетная семья, а для простого воспроизводства необходим коэффициент 2,15 (условных детей). С 1992 года этот показатель упал до 1,5, т.е. полутородетная семья стала доминирующей, и страна встала на путь ускоряющегося вымирания. Вполне возможно, что уже через пять- семь лет коэффициент детности упадет до 1,3. Миллионная убыль прошлого года ложится в эту тенденцию. Хотя свой вклад внесли и пандемия на фоне безобразных действий правительства, ставших одной из причин колоссальной избыточной смертности, значительно большей, чем в развитых странах мира, и разрушение системы здравоохранения.
Самое печальное, в стране никто попросту не осознает, что происходит с демографией. В том числе в правительстве, комментарии даже профильных представителей которого по демографическим проблемам одновременно и ужасны, и комичны. Мы как страна и народ вымираем уже более полувека, а все время от времени обсуждают какие-то отдельные текущие цифры, а не самоубийственный демографический тренд. Полагаться на миграцию нельзя. Она не имеет отношения к демографическому приросту коренного населения, приводит к изменению этнического и культурного состава населения – так называемому этнодемографическому замещению.
Пока что наиболее реалистичным представляется крымский вариант решения демографической проблемы – путем присоединения новых территорий с этнически близким и многочисленным населением. Так, до начала СВО в ЛНР проживали 1,4 млн человек, в ДНР – 2,2 млн. В Херсонской области – около миллиона, в Запорожской - около 1,6 млн, в Харьковской области - 2,6 млн.
Будет ли в полной мере реализован этот сценарий, нам неизвестно. Но это лучше, чем предложения некоторых российских ученых, которые еще 15 лет назад писали, что в связи с неизбежным снижением миграционного притока из Средней Азии России в 20-годы потребуется привлечь около 20 млн чел из стран дальнего зарубежья.
«Не из Голландии и Швеции, как вы понимаете», иронизирует в беседе Юрий Крупнов.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO