ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Вопрос о переносе губернаторских выборов остается в политической повестке

Вопрос о переносе губернаторских выборов остается в политической повестке

В конце марта российские СМИ облетела новость о возможности отмены процедуры губернаторских выборов.

            С просьбой об отмене голосования якобы обратился глава Томской области (эту информацию не подтвердили в его администрации), в качестве причины была названа нестабильная экономическая ситуация в связи с проведением спецоперации на Украине. Хотя сообщение довольно быстро опровергли в пресс-службе президента РФ, вопрос об отсрочке или полной ликвидации института губернаторских выборов в связи с тяжелой внутри- и внешнеполитической обстановкой, остается предметом дебатов в прессе и телеграм-каналах.

            Пока регионы все еще ждут официальных заявлений, среди политологов и журналистов развернулась активная дискуссия о возможных последствиях планируемых изменений.

            Губернаторские выборы в России

            Необходимость реформирования системы назначения региональной власти возникла вместе с ликвидацией СССР, но вплоть до 1996 года единого порядка действий для субъектов федерации не существовало. Введение процедуры прямого, равного и тайного голосования для выборов глав регионов считается одним из демократических достижений ельцинской политики: первые прямые выборы были проведены в 1993, в 1995 – введен соответствующий закон, в 1999 для губернаторов исключили возможность назначения на повторный срок.

В реальности процедура так и не была унифицирована, а в 2004 году выборы вовсе отменили. Если в 1991 и 1992 годах в качестве причины введения моратория на открытое голосование была названа необходимость стабилизации обстановки перед планируемыми рыночными реформами, то в 2004 году поводом для ограничений стала угроза терроризма, потребовавшая усиления вертикали власти. Хотя реальной опасности нового «парада суверенитетов» в то время не существовало, и кандидаты в достаточной мере контролировались администрацией, выборы не проводились вплоть до 2012 года, до реформ конца президентского срока Дмитрия Медведева.

В том году в процедуру были внесены существенные корректировки, оберегавшие власть от появления неожиданных выдвиженцев: обязательным стал так называемый «президентский фильтр» – комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должность, – за главой государства сохранилось право отставки губернаторов за неэффективность и нарушение федеральных законов. К 2021 году президент получил возможность отстранять глав субъектов от должности в связи с утратой доверия.

            Кризис, который не думал кончаться

            Желание реформировать губернаторские выборы возникло до спецоперации – первым поводом стала эпидемия коронавируса 2020 года, повысившая требования к главам регионов и ужесточившая их ответственность перед федеральной властью. Стабилизировать ситуацию решили экстенсивными методами – осенью 2021 года было снято ограничение, запрещавшее руководителям субъектов РФ избираться более двух раз подряд.

Что касается настоящей ситуации, она может развиваться по нескольким сценариям. Изменения могут коснуться либо ближайших запланированных выборов (всего в 14 регионах), которые будут заморожены, либо процедуры целиком – ее могут отменить, как это уже происходило в 2004 году. Сейчас конкуренция на губернаторских выборах достаточно ограничена, лояльность кандидатов контролируется при помощи механизмов выдвижения от партий и муниципального фильтра, поэтому решение об отмене или сохранении этого института невозможно предсказать однозначно – как считают эксперты, оно может быть принято интуитивно и иметь скорее символический вес.

«Украинские события могут оказать на реализацию плана по ротации губернаторов временное влияние, но стратегически его не поменяют», – говорит президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Фёдоров. Впрочем, преградой для проведения выборов может стать и банальный дефицит бюджета, вызванный западными санкциями.

            За или против в отсутствии точки отсчета

            Как ни парадоксально, многие видят в отмене выборов угрозу той самой охраняемой вертикали власти. «Современный выборный порядок формирования губернаторского корпуса является одним из политических институтов, придающих устойчивость системе российской власти. В условиях повышающейся турбулентности и усиления давления на политическую систему извне и изнутри выборы необходимы для улучшения коммуникаций и единства в стране» – отмечает политик Сергей Белоконев.

Поскольку фактически выборы губернаторов являются «референдумом об одобрении решения главы государства», главные аргументы в споре о необходимости или вреде их отмены основаны на предсказаниях возможной общественной реакции. Несмотря на высокий рейтинг действующей власти, разрушение привычных производственных и потребительских цепочек на всех уровнях от ведения бизнеса до покупки медикаментов может привести к масштабному недовольству на местах – и здесь выборы станут нужны для снятия общественного напряжения. «Даже выборы референдумного типа могут справиться с этой задачей хотя бы частично», – комментирует ситуацию политконсультант Дмитрий Фетисов. Наибольшее недовольство властями ожидают встретить в областях, сильнее пострадавших на фоне ситуации в Украине – в регионах с высоким числом погибших и наименее экономически развитых (часто это одни и те же субъекты федерации).

Официальная отмена прямого голосования, очевидно, будет осуждена европейскими демократиями, и, возможно, для тех, кто хочет сохранить хотя бы какие-то отношения с Западом, отмена выборов не представляется правильным шагом и по этой причине. С другой стороны, риторика «особого пути» имперской России как мотива отмены института выборов может получить поддержку у уставшего от политических потрясений населения. «Если выборы все-таки объявят, то на фоне антивоенных настроений и резкого ухудшения жизни россиян очень возможно, что народ на них вообще не пойдет» – небезосновательно отмечает новгородский журналист Антоний Киш.

Между тем, в интервью PublicO хорошо информированный политолог Дмитрий Журавлев допустил возможность отмены или переноса губернаторских выборов только в случае готовности власти введения в стране чрезвычайного или военного положения, что, по его словам, допустимо, «только если будут военные действия очень большого масштаба». Таким образом, тема отмены губернаторских выборов может возникнуть летом в случае обострения ситуации, но в настоящий момент этот сценарий представляется власти явно нежелательным.

Полина Аляксина, специально для PublicO

Новости партнеров