ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Вторая смерть Хельсинкской группы
Автор: Екатерина Винокурова, специально для PublicO.

Вторая смерть Хельсинкской группы

Московский городской суд принял решение ликвидировать старейшую из действующих в России правозащитных организаций Московскую Хельсинкскую группу (МХГ). Иск о ликвидации МХГ в декабре 2022 года подал Минюст.

В исковом заявлении Минюста говорится, что МХГ — московская региональная организация и должна действовать только в пределах Москвы. В иске приводится очень много фактов обширной деятельности организации по всей стране: участие в судебных процессах, в семинарах в других регионах.

Всего Минюст насчитал 11 нарушений: шесть эпизодов наблюдения судебных процессов, три мероприятия, в которых представители МХГ участвовали онлайн, и два обращения в госорганы, в том числе, участие в открытом судебном заседании в Ярославле по делу о пытках в колонии, участие в судебных заседаниях по делу Александра Шестуна в Подольске, в судах по «ингушскому делу» о массовых протестах после изменения границ региона, онлайн-лекция для семинара в Сочи по защите прав при общении с сотрудниками полиции и другие.

Московская Хельсинкская группа была основана еще в 1976 году. Во времена СССР она была известна как Общественная группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР. В 2012 году правозащитная организация отказалась от зарубежного финансирования в связи с принятием закона об НКО-иноагентах. На сайте МХГ говорится, что ее миссия — «содействие соблюдению прав человека и построению демократии в России». Для этого МХГ со дня своего основания занимается выявлением нарушений прав человека и принятием мер с целью добиться соблюдения международных обязательств в области прав человека, взятых на себя СССР.

В период с 1976 по 1982 год были арестованы и осуждены к разным срокам заключения или ссылки восемь членов группы, ещё шестерых вынудили эмигрировать из СССР и лишили гражданства. 6 сентября 1982 года трое оставшихся на свободе участников группы под давлением властей были вынуждены объявить о прекращении работы ввиду невозможности выполнять взятые на себя обязательства. Возобновила свою деятельность в 1989 году в разгар перестройки.

В мае 1996 года группу возглавила вернувшаяся из эмиграции в 1993 году Людмила Алексеева.

Отношения МХГ с российской властью последних десятилетий складывались неровно. С одной стороны, радикал-патриоты регулярно приписывали МХГ контакты с Западом вплоть до разведок, обвиняли в очернении как образа СССР, так и России. При этом Людмила Алексеева с 2002 по 2012 год состояла в Комиссии при президенте России по правам человека, впоследствии преобразованной в Совет по правам человека, а незадолго до смерти в 2018 году была вновь включена в состав СПЧ.

Людмила Алексеева неоднократно встречалась с президентом Владимиром Путиным, который неизменно говорил об уважении лично к ней и ее деятельности.

Сложились отношения у Алексеевой и с Вячеславом Володиным, сейчас – спикером Госдумы, ранее – первым замглавы администрации президента. Более того, однажды Володин подвез Алексееву на своем служебном автомобиле с мигалкой, когда та опаздывала на одно из мероприятий, заметив, что «о бабушках надо заботиться».

Вместе с тем, Алексеева регулярно участвовала в акциях, так называемой «Стратегии-31», которые проводила запрещенная НБП, и даже задерживалась полицией.

И Путин, и Володин присутствовали на прощании с Алексеевой, умершей 8 декабря 2018 года.

После смерти Людмилы Алексеевой изменилась структура руководства Московской Хельсинкской группы. Вместо поста председателя были введены должности трёх сопредседателей МХГ. 21 января 2019 года на эти должности избрали двух советских диссидентов (Валерий Борщёв и Вячеслав Бахмин) и молодого (1982 года рождения) юриста Дмитрия Макарова.

Общественный деятель Мария Баронова резюмирует: «Ликвидация «Московской Хельсинской Группы» — это даже мерзее, чем ликвидация «Мемориала». Чиновники и суд уничтожают, в том числе, и память о Людмиле Алексеевой».

Экс-член СПЧ Наталия Евдокимова говорит, что ее потрясла новость, что МХГ попала под колпак Минюста.

«До самой своей смерти ей руководила Людмила Алексеева, известная правозащитница как в нашей стране, так и за ее пределами. Думаю, если бы она была жива, то в МХГ бы не посмели прийти. Сейчас же все происходящее - звенья одной цепи: сперва ликвидировали «Мемориал», следующий шаг – МХГ, которая была создана еще в СССР в 1976 году, после того, как Советский Союз заключил Хельсинские соглашения, и в этом процессе принимал участие тогдашний генсек Брежнев. Сперва МХГ действовала открыто, потом ее разогнали, людей посадили, и потом она возродилась в 1989 году во время перестройки. Признать их иноагентами не удалось, так как Людмила Михайловна еще когда только начали говорить об этих законах, сказала: мы не будет брать деньги из-за рубежа. Сейчас причины найдены просто смехотворные: мол, если организация называется «Московская», то не имеет права участвовать в мероприятиях за пределами столицы», - говорит Евдокимова.

Еще один бывший член СПЧ, журналист Максим Шевченко называет ликвидацию МХГ большой потерей для России.

«Уничтожается еще одна независимая мониторинговая группа, которая занималась правозащитной тематикой. Это значит, что уходит еще один независимый взгляд на юридические коллизии, в которые попадают российские граждане, когда нарушается Конституция, права и свободы людей. Остаются только те структуры, который зависимы от органов власти, прокуратуры, следствия, Минюста. Это, прямо скажем, не укрепит правовую безопасность российских граждан», - поясняет Шевченко.

Политолог Сергей Марков начинает с того, что закрытие правозащитных организаций в демократическом обществе совершенно недопустимо, и называет создателей советской МХГ героями, но говорит, что все эти хорошие слова не имеют никакого отношения к МХГ, как она существует последние годы. «Московская Хельсинкская группа (МХГ) создавалась настоящими героями, которые были идеалистами, готовыми сидеть в тюрьмах, готовыми к репрессиям для того, чтобы отстаивать ценности свободы, демократии, уважения к человеческой личности. Можно, наверное, даже поставить памятник в центре Москвы этим правозащитникам, которые в советские времена пытались бороться за ценности свободы и гуманизма.

Нынешнее руководство Московской Хельсинкской группы — это не правозащитная организация, а организация политических диверсий. Это часть сети внешнего влияния. Эти люди не защищают права человека, они защищают геополитические интересы других держав. Нынешнее руководство МХГ предало высокие идеалы правозащитного движения. Ярчайшим признаком этого предательства является поддержка по-настоящему тоталитарного террористического режима, установленного на Украине, который буквально по уши в крови, который полностью измазан кровью своих невинных жертв. Элиминировать этих негодяев из правозащитного движения — это просто давний долг российского государства перед прогрессом», - считает Марков.

Депутат Госдумы, зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов говорит осторожно: «Я с уважением относился к Алексеевой, но если закрыли, значит, были основания».

Депутат Госдумы от «Единой России, политтехнолог Олег Матвейчев приветствует ликвидацию МХГ: «Считаю, что эта организация была боевым отрядом Запада по вмешательству во внутренние дела нашей страны. Так называемым проводником мягкой силы против нашей страны. Все подобные НКО должны быть закрыты. Если бы они хотели сохранять хотя бы видимость того, что они реально за права человека, то они бы 8 лет хотя бы иногда поднимали свой голос в защиту убиваемого Донбасса. Но где эти правозащитники были? Поэтому пусть не обижаются», - объясняет Матвейчев.

Руководитель Центра региональной политики Илья Гращенков резюмирует: на данный момент уничтожаются все общественные структуры, которые имеют обособленный выход на Запад и о которых есть предположение, что они работают против интересов действующей власти. «Постепенно их убирают из общественного пространства. Московская Хельсинская группа мало того, что похожа на такую структуру, она еще и возродилась во времена Горбачева, а отношение к нему, как мы знаем, целиком негативное, как к предателю. Поэтому еще есть неприязнь к истории этой группы, которая частично символизировала распад Советского Союза», - подводит черту Гращенков.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров