В Хакасии прошли первые дебаты между действующим
губернатором-коммунистом Валентином Коноваловым и его главным оппонентом,
единороссом Сергеем Соколом. Также присутствовали кандидат от ЛДПР Михаил
Молчанов и кандидат от «Коммунистов России» Владимир Грудинин, регистрацию
которого на днях подтвердил Верховный суд (Коновалов требовал снять Грудинина,
как спойлера).
Внезапный медиа-эффект от этого мероприятия сложно
переоценить: весь столичный политический класс подробно комментировал каждое
выступление основных оппонентов, расходясь в симпатиях и мимоходом признавая: недостаток
опыта в этом жанре у всех участников сильно сказывается на общем качестве
дискуссии.
В глаза бросалось, что на дебатах участники фактически
поменялись ролями: Коновалов рассказывал о недофинансировании региона, о кознях
«Единой России» с пылом протестного кандидата. Сокол же, подавая себя как
представителя власти, с улыбкой повествовал о федеральных программах, и о том,
что прямо завтра хорошо ничего не будет, надо вести системную работу на 15 лет
вперед. Если не держать в голове, что губернатор – именно коммунист, а главный
оппозиционер – единоросс, можно было запутаться.
Главное, что показали дебаты – это, с одной стороны, наличие
высочайшего запроса на такой жанр среди тех, кто интересуется политикой при
фактическом отсутствии предложения. Как правило, кандидаты в губернаторы от
«Единой России» на дебаты не ходят, да и конкурентные кампании происходят в
России редко. Что касается политических ток-шоу, то в соцсетях их уже давно
называют «визгливым жанром», который подходит для создания в квартире фонового звука,
но не дает никакой реальной драматургии или разговора хоть о каких-то смыслах.
С другой стороны – как уже говорилось, оба оппонента (неглупых
человека и, как минимум, региональных тяжеловеса) показали, что опыта в данном
жанре у них недостаточно. В случае, если в России будет нарастать политическая
конкуренция после десятилетий затишья, это может стать большим фактором риска,
что для системных политиков, что для их яростных оппонентов: культура публичного
политического спора сейчас отсутствует.
Какое влияние дебаты (запланировано еще несколько туров на
региональном телевидении и радио) окажут на саму кампанию, будет понятно в
сентябре. Пока нет ощущения, что кто-то из участников смог добиться в первом же
туре решающего перевеса.
Эксперты высказывают разные мнения о том, нужны ли вообще в
России политические дебаты, учитывая, что во многих регионах есть проблемы с
наличием ярких кандидатов. А там, где это условие выполнено, люди просто не
имеют навыка участия в них.
Руководитель Центра развития региональной политики Илья
Гращенков отмечает, что вообще культура дебатов – это культура протестантская,
и есть проблемы с ее адаптаций к России.
«У нас нет культуры дебатов, есть культура лозунгов, выступлений
вождей, то есть, дебаты происходят обычно заочно, и конкуренция идет на уровне
декларации позиций. Это нашло выражение и в дебатах, которые у нас происходят:
они или очень сильно модерируются и не проходят ярко, или проходят в режиме
ругани конкурентов, которые поливают друг друга грязью. Чтобы дебаты были
конструктивными, они должны быть не технологией «как очернить друг друга», а
строиться на взаимном уважении и дополнении друг друга. Дебаты в России нужны,
но чтобы они развивались, они должны быть частью демократической культуры,
которая у нас пока на низком уровне. Когда будет реальная конкуренция программ,
сильные соперники, тогда и дебаты будут востребованы, а пока они в зачаточном
состоянии, как и сама демократия в России», - полагает Гращенков.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов
называет дебаты важным и очень хорошим жанром.
«Этот жанр в значительной степени выхолощен за последние годы
- особенно в ситуации, когда приходят все кандидаты кроме главного и реального,
либо когда понятие "публичная успешность" подменено невнятным
словосочетанием "информационная война". Дебаты переживают тот же
кризис, что и политические ток-шоу или парламентские споры - поскольку они
нередко носят имитационный характер и не нацелены на завоевание аудитории и
сторонников. Но потребность в завоевании аудитории, сторонников, победе над
конкурентами сохраняется - и публичные аргументы здесь по-прежнему требуются.
Вокруг идет масса политических споров - например, вокруг ставки
рефинансирования. И убедительность сторон важна и для профилактики рисков, и
для воздействия на широкую аудиторию, и для убедительности в глазах
десижн-мейкеров», - считает Виноградов.
Среди экспертов есть и противники идеи проводить политические
дебаты.
Политтехнолог Илья Паймушкин говорит, что этот жанр давно
себя изжил, потому что нет реальной политики.
«О чем-то можно говорить, о чем-то нельзя, есть запретные
темы. Запретных тем быть не должно, мы видим, как общаются аудитории в странах
той же Латинской Америки, там проходят дебаты, там они являются обязательным
условием участия в выборах. А у нас дебаты превратились просто в какие-то
монологи скучных людей, поскольку сами кандидаты скучные. Ряд тем обсуждать
нельзя на разных уровнях, следовательно это все не более, чем часть какого-то
ритуала, который пытаются каким-то образом реанимировать. Но смотрится все это
очень скучно, скажем так. Был Жириновский - были дебаты, а нет ярких политиков,
нет споров – нет дебатов. Я считаю, что это все себя изжило, и пора уже
переходить к назначениям губернаторов и не тратить деньги из бюджета. Пусть
демократия останется на низовом муниципальном уровне, например, вернутся прямые
выборы мэров, а губернаторские выборы давно не нужны и являются просто тратой
денег из бюджета», - полагает Паймушкин.
Политолог Виталий Иванов называет дебаты заимствованной
практикой, не очень совместимой с российскими реалиями и считает, что они
объективно не нужны.
«Особенно это заметно на губернаторских выборах, каковые у
нас по общему правилу референдумные. Участие в дебатах создает иллюзию
равенства кандидатов. Но это не так. Равенство невозможно, его нет. И никаким
государственно-важным задачам данная иллюзия не служит. Хакасия, конечно,
случай особый. Но и при конкуренции особого смысла в дебатах я не вижу. Нужно
же, чтобы выборы выиграл достойный системный кандидат. А он вполне может
выступить на дебатах хуже, чем какой-нибудь популист-оппозиционер. И чему это,
по сути, послужит? Резюме: то, что помогает оформлять победу кандидатов власти
- хорошо, что не помогает - избыточно, что мешает – плохо», - считает Иванов.
Руководитель Международного института политической экспертизы
Евгений Минченко признается, что лично с удовольствием посмотрел дебаты,
которые прошли в Хакасии.
«Более того, понаблюдал за техническими ухищрениями команды
действующего главы Валентина Коновалова — они прямо постарались. Весь арсенал
грязных приёмов, такого политического грязного бокса на дебатах они
продемонстрировали: и технология манипуляции жеребьёвкой, и брак по звуку во
время дебатов, и изменения правил игры. Сначала кандидатам говорят, что дебаты
будут сидя, а проходят дебаты стоя — в общем, такие мелочные, на мой взгляд,
вещи. Каждый борется за победу как может.
В целом сами дебаты оказались достаточно бодрыми. Причём все
готовились к противостоянию Сокола и Коновалова, и неожиданно вдруг очень ярко
выступили кандидаты от ЛДПР, от коммунистов России. Я считаю, что вообще Михаил
Молчанов из ЛДПР — это открытие этих дебатов.
Владимир Грудинин, бывший начальник предвыборного штаба
Валентина Коновалова, в общем-то, показал, почему его так боялись и пытались
снять с выборов, потому что он своего бывшего питомца обвинил в предательстве.
И понятно, что это было для Коновалова достаточно болезненно. Ну и цифры,
которые он назвал, — после того, как Коновалов стал главой республики, 2/3
республиканской организации КПРФ вышли из её рядов, — конечно же, тоже
впечатляет.
В целом, я, как политтехнолог и политконсультант, всячески поддерживаю идею проведения дебатов в яркой конкурентной форме. Тем более, что я как раз на эту тему сейчас пишу книгу», - резюмирует Минченко.