«Роснефть-2030: надежная энергия и глобальный энергетический переход» - так называется новая стратегия крупнейшей российской нефтяной компании, презентация которой прошла на днях. Парадоксально, что именно нефтяная компания заявляет лидерские амбиции в национальной и международной «зеленой» повестке, однако в «Роснефти» уверены: борьба за экологию, декарбонизацию и стремление к «чистому нулю» — это правильно, и это выгодно. Первый вице-президент «Роснефти» Дидье Касимиро заявил, что «реализация проектов и инициатив, предусмотренных стратегией «Роснефть 2030», позволит к 2030 г. более чем в два раза увеличить свободный денежный поток компании, что гарантирует нам возможность осуществить цели развития в направлении «чистый ноль». Поэтому она щедро тратит деньги на работы в этом направлении. В целом зеленые инвестиции «Роснефти» в период с 2018 по 2021 год составили около 200 млрд рублей, что составляет около 5% от всей ее инвестиционной программы. Ведь другого выхода, кроме как идти по «зеленой» тропе, у компании просто нет. «Изменение структуры мирового энергетического баланса оказывает дополнительное давление на производителей традиционных энергоносителей – теперь все важнее иметь преимущество в стоимости перед конкурентами», сказал Касимиро.
В рамках новой стратегии «Роснефть» планирует достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Эта масштабная цель стала основой для формирования стратегии Компании: оставаться устойчивым производителем и свести к минимуму углеродный след и воздействие на окружающую среду.
По словам Касимиро, обязательство «Роснефти» по достижению чистой углеродной нейтральности к 2050 году аналогично целям BP, Exxon, Saudi Aramco и Chevron. В этом контексте он особо отметил важность запуска проекта «Восток Ойл».
Его ресурсная база составляет свыше 6 миллиардов тонн премиальной малосернистой нефти, которая отличается уникально низким содержанием серы в 0,01-0,04%. Высокое качество сырья исключает потребность в отдельных установках на НПЗ, что позволит значительно снизить объем парниковых выбросов при переработке такой нефти. Для энергообеспечения «Роснефть» будет использовать попутный нефтяной газ (ПНГ).
О масштабах проекта говорят такие цифры. В 2021 году запасы Пайяхского месторождения достигли 1,34 млрд тонн. На левом берегу Енисея уже получена нефть при испытании разведочных скважин. Перспективы развития ресурсной базы «Восток Ойла» подтверждено открытием месторождения им. Е.Н. Зиничева с запасами 384 млрд м3 газа – крупнейшего открытия 2021 года в мире. Ведутся работы по строительству магистрального нефтепровода до бухты Север длиной 770 км. Подготовлены 13 тыс. свай для нефтепровода, который соединит месторождения Ванкорского и Пайяхского кластеров со строящимся нефтеналивным терминалом порта «Бухта Север».
Для энергоснабжения «Восток Ойл» планируется использовать в основном попутный нефтяной газ, а также энергию ветра. В составе проекта запланировано строительство ветрового энергоцентра мощностью на первом этапе 25-40 МВт. Как отмечают эксперты, потенциал ветрогенерации на севере Красноярского края сопоставим с возможностями, которыми обладают северные территории Англии и Дании – одни из мировых лидеров в области ветроэнергетики.
Компания также прорабатывает варианты декарбонизации всех своих активов – «от устья скважины до АЗС». Собственный транспорт будет постепенно переводиться на низкоуглеродное топливо, а на АЗС развиваться сеть пунктов зарядки электромобилей. В 2021 году в рамках сотрудничества с «Русгидро» были открыты 4 быстрые зарядные станции для электромобилей на АЗК «Роснефти». Всего по итогам 2021 года на АЗС компании установлены и работают около 20 зарядных станций для электромобилей, включая зарядные станции в Московской области, Владивостоке, Хабаровске, Ленинградской области, Тверской области и Краснодарском крае. Количество подобных зарядных станций будет увеличиваться вместе с развитием рынка электромобилей.
«Огромный потенциал по подземному хранению углерода (технологии CCS) в сочетании с возможностями природных поглотителей в России поможет нам решить проблему оставшихся выбросов», - отметил Касимиро. В настоящее время проходит стадия ТЭО центров хранения углерода, и компания приступает к реализации пилотных проектов по созданию центров улавливания, утилизации и хранения углерода (CCS и CCUS). Уже определены три потенциальных центра, сообщил он. Это Юганск, Самотлор и Сахалин.
Эмерсон Миленски, директор Департамента углеродного менеджмента в ранге вице-президента, добавил: «Резервуары для хранения углерода «Роснефти» могут сделать Российскую Федерацию основным местом хранения CO2 в мире. Внедрение технологии CCS/CCUS имеет решающее значение для сокращения выбросов CO2. Мы наметили путь для проектов как в разведке, так и в переработке, чтобы раскрыть масштаб этой технологии по всей России».
Переход на низкоуглеродные и возобновляемые источники производства электроэнергии значительно снизит углеродный след, отмечают в Роснефти. «Кроме того, мы также изучаем другие продукты с низким содержанием углерода, такие как аммиак и авиационное топливо с низким содержанием углерода, а также биотопливо с потенциалом сокращения выбросов», - сказал Дидье Касимиро.
«Мы также совместно рассматриваем потенциальные проекты в сферах ESG, изучаем решения по увеличению поглощения парниковых газов (лесовосстановление, лесоразведение и т.д.), снижение косвенных энергетических выбросов – развитие водородной энергетики, применения механизмов компенсации выбросов парниковых газов (углеродные кредиты) и другие направления», - рассказал Касимиро.
Успехи «Роснефти» в устойчивом развитии уже сегодня отмечены международными рейтинговыми агентствами.
«Роснефть» стала единственной российской нефтегазовой компанией, включенной в состав участников глобальной инициативы по устойчивому развитию Global Compact LEAD за неизменную приверженность Глобальному договору Организации Объединенных Наций и его 10 принципам ответственного бизнеса.
«Прозрачность – ключ к доверию. Благодаря прозрачности в раскрытии информации по ESG «Роснефть» стала мировым лидером в ESG-рейтинге Bloomberg, оставив позади ведущие нефтегазовые компании», - отметил Касимиро.
По просьбе PublicO Стратегию «Роснефти» комментируют эксперты.
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:
- Появление подобной программы «Роснефти» – это реакция на условия трансграничного регулирования углеродных выбросов, которые могут выдвигаться при нефтяной торговле со странами ЕС в будущем. Сейчас трудно говорить о необходимости их выполнения, также, как и о развитии электротранспорта. Полагаю, что все эти проекты по времени реализации будут сдвигаться вправо. Но вот что очень интересно – это ветрогенерация. Естественный потенциал этой отрасли в России очень высок, производство оборудования частично локализовано. А последние конкурсы по строительству ветроэнергетических установок показали, что стоимость электроэнергии на них приближается к стоимости строительства газовой электрогенерации.
Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ:
- 30 лет до достижения углеродной нейтральности, как это записано в Стратегии «Роснефти» – это очень большой срок. Сейчас, в условиях санкций и нарушения всех правил экономической игры, эта стратегия носит в большей степени характер декларации намерений, к которой, возможно и вернутся, но потом. Внимание к ней со стороны инвесторов, кредитных агентств и других потенциальных интересантов будет минимальным. Полагаю, что сейчас в мире в целом вся эта зеленая повестка, ESG уйдут на второй план. Это началось еще в прошлом году, в котором был поставлен исторический рекорд по масштабам угольной электрогенерации. В Германии еще до нынешнего кризиса в 2021 году потребление угля на ТЭЦ увеличилось на 10%. А сегодня даже вице-канцлер от Партии зеленых Роберт Хабек говорит о том, что надежность электроснабжения страны важнее экологической повестки. Сейчас все в первую очередь думают о том, как приспособиться к санкциям и новым реалиям.
Александр Закондырин, руководитель общественного экологического движения «Альянс Зелёных», председатель Общественного совета Минприроды РФ и Комитета по природопользованию и экологии Торгово-Промышленной палаты РФ:
- Нынешние политические события притормозят, но не остановят процессы декарбонизации, достижения «чистого нуля» и других элементов зеленой повестки. Более того: эти темы, возможно, остаются одним из немногих элементов, которые нас объединяют с западными коллегами. В Стратегии «Роснефти» много внимания уделяется теме декарбонизации процесса добычи нефти. Наряду с повышением экологичности транспортировки и переработки нефти, решением проблемы утилизации разливов этот пункт входит в стратегии всех нефтяных компаний мира. Ведь и после 2050 и 2060 годов нефть, уголь и газ никуда из экономики не уйдут. Эти энергоносители по-прежнему будут занимать свое место в энергобалансе всех стран мира.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO