В евроатлантическом лагере с нарастающей тревогой следят за тем, как к креслу премьер-министра Великобритании приближается Лиз Трасс, невеликая, но (по мнению многих) достаточно ужасная. Её воцарение уже практически неизбежно.
В последнем туре специфических британских выборов победителя голосованием по почте определят примерно 200 000 членов партии тори. Среди однопартийцев у Трасс надёжное большинство. Результаты будут оглашены 5 сентября, когда парламент возобновит работу после летнего перерыва.
Популярный медиа-портал POLITICO посвятил пришествию жестяной леди (не путать с железной) статью с красноречивым заголовком: «Неужели весь мир ненавидит Лиз Трасс?» Нет, отвечают авторы, всё-таки не весь: Лиз Трасс любят в странах Балтии и кое-где в Восточной Европе.
Впрочем, главный вердикт публикации малоутешителен: «Более десятка бесед с высокопоставленными дипломатами и инсайдерами из центров власти по всему миру показывают, что Трасс не популярна на мировой арене. Она будет встречена с глубоким скептицизмом в большей части Западной Европы и в Белом доме Байдена. Есть вопросы о её отношениях с новым австралийским правительством. Ее презирают в Москве и Пекине».
Каковы же претензии к Лиз Трасс со стороны основной части Европы? Ей предъявляют почти карикатурную амбициозность (неловкие попытки подражать Маргарет Тэтчер), импульсивность, скандальность, агрессивную конфликтность и… некоторую, мягко говоря, недалёкость. В отличие от эксцентричного Боджо (так шутливо звали Бориса Джонсона), Лиз Трасс скандалит и «собачится» без шуток. И с серьёзными последствиями.
Лиз Трасс обрушилась на любые попытки Запада вести переговоры с Китаем, объявила о намерении поучаствовать в вооружении Тайваня и повсюду противостоять влиянию Пекина. Бывший премьер-министр Австралии и влиятельнейший лейборист Пол Китинг призвал придержать “безумные” планы Трасс погеройствовать в Тихом океане (а лейбористы сейчас правят в Австралии).
По мнению китайского МИДа, выпады Трасс “полностью обнажают лицемерие британского империализма старой школы”. Почему лицемерие? “Представьте себе, что Шотландия вступила в сговор с иностранными силами, чтобы отделиться от Великобритании. Сможет ли в такой ситуации Великобритания сохранять спокойствие?” Трудно понять, это со стороны Пекина только риторика, или уже угроза ответкой? Но в любом случае это скандал, причём очевидно не последний.
Главный скандал у Трасс грядёт в отношениях с ЕС и особенно с Ирландией, даже с двумя Ирландиями. Трасс намерена в срочном порядке утвердить в парламенте уже внесённый туда закон, вызвавший возмущение по всему Евросоюзу. Закон позволяет Лондону в одностороннем порядке пересмотреть (в свою, естественно, пользу) некоторые ключевые условия соглашения о Брексите. В частности, ревизовать Североирландский протокол, регулирующий торговлю между Ирландией и Королевством, включая Северную Ирландию, где вдруг опять зашатался многолетний мир.
А вот и совсем свежее. Трасс ещё даже не войдя в кабинет сумела достать президента Франции Эмманюэля Макрона, пообещав ему «по делам» строго проверить, является ли тот “другом или врагом Великобритании”. Каково? Когда Макрона спросили о комментарии, он (по свидетельству журналистов) глубоко вздохнул, надул щёки и возвёл глаза к небу в притворном отчаянье. Дескать, Британия - это «друг, сильная и союзная нация, какими бы ни были ее лидеры … а иногда вопреки и помимо своих лидеров».
Фирменный стиль Лиз Трасс «больше жести» вызывает, однако, особую тревогу не в риторических эскападах, а в вопросах возможного применения Британией военной силы, использования военной помощи и обращения с ядерным оружием. До очередных выборов в парламент в 2024 году, на которых консерваторы вполне могут пролететь фанерой над Лондоном, «жестяная леди» способна нагреть до кипения и без того горячую международную обстановку.
Сергей Станкевич, специально для PublicO