ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Возрождение традиционных СМИ? Оптимизм против скепсиса
Возрождение традиционных СМИ? Оптимизм против скепсиса
Александр Малькевич
Александр Малькевич
15 дек. 2021

Более зарегулированной отрасли, чем традиционные СМИ, сейчас сложно представить

Более зарегулированной отрасли, чем традиционные СМИ, сейчас сложно представить

Начала работу Государственная Дума нового созыва, где сформирован достаточно сильный профильный комитет по СМИ, в котором, в том числе, работают действующие журналисты. И я думаю, было бы правильным всем нам озаботиться созданием реестра действующих законов, которые усложняют жизнь средствам массовой информации, а также – составить отдельно топ-5 законодательных инициатив, которые, если станут законами, усугубят и без того плачевное наше состояние.

Примером таких инициатив может быть попытка запрета для СМИ упоминать национальность преступников. Считаю, что, если в отношении настоящих, традиционных СМИ такой запрет введут, то в социальных сетях начнётся шабаш. Блогеры и так часто в режиме недобросовестной конкуренции пишут что-то в духе «не верьте официальным СМИ, они скрывают правду, не договаривают». При введении такого запрета может получиться так, что традиционные СМИ будут действительно вынуждены скрывать определенную информацию, а, значит, ещё большую аудиторию будут собирать блогеры.

Что касается существующих законов, то хочется обратить внимание на «возрастной ценз». К чему эта классификация информационной продукции СМИ? Если подросток увидит по телевизору отметку «18+», он же не побежит выключать телевизор, наоборот, будет с интересом смотреть дальше. А региональные каналы потом за это штрафуют, если, например, заставка с возрастом появляется на пять секунд позже положенного.

Сейчас многие регионы находятся в состоянии транса, ведь по нашему законодательству казначейское сопровождение авансовых платежей из бюджета приводит к тому, что СМИ без конца «обивают пороги». Например, телеканал, где я работаю, прежде чем осуществить какой-либо платёж, должен будет спросить разрешения у курирующего органа исполнительной власти, а тот должен будет согласовать это с казначейством. То есть фактически любой платёж будет идти «в три ключа». А мы говорим о средствах массовой информации, ещё и с необходимостью доказывать ряд платежей людям, которые находятся вне этой сферы. Я уже молчу, что за день у такого СМИ, как наше, может быть минимум 40 подобных платежей…

РАО и ВОИС занимаются фактически тем, что «доят» организации-вещателей – это тоже грустный факт. Прямой эфир любого концерта тем же ВОИС рассматривается как коммерческое мероприятие, на котором якобы канал-вещатель зарабатывает, поэтому должен за использование фонограмм заплатить. И много-много других аналогичных ограничений.

Не говоря уже о том, что каждый год, когда проходят избирательные кампании, выясняется (хотя для меня это очевидно), что законодательство в этой сфере давно необходимо отрегулировать (исправить!) в плане взаимодействия кандидатов и партий со СМИ.

Почему установлен непонятный период предвыборной агитации в СМИ в 28 дней? То есть кандидат открывает избирательный счёт с момента выдвижения, выпускает агитационную продукцию, свои плакаты, вешает биллборды, оплачивает услуги, может проводить митинги и массовые мероприятия, но в СМИ может присутствовать только в последние 28 дней. И что такое «день тишины» в то время, когда у нас в социальных сетях можно написать всё, что угодно?

СМИ не могут вести агитацию во время трёхдневного голосования, но при этом те же кандидаты могут все три дня устраивать таргетированную рассылку. Или работник СМИ, если становится доверенным лицом кандидата или сам баллотируется, должен уходить в отпуск на весь период кампании. А работник СМИ – это, например, бухгалтер, который работает в редакции, или водитель, или корректор. Почему он должен уходить в отпуск, если в отпуск не уходят депутаты, которые баллотируются почти безо всяких ограничений?

И это всего лишь толика существующих проблем. Печатные СМИ могут вспомнить про экологический сбор и так далее.

На мой взгляд, более зарегулированной отрасли, чем традиционные медиа, сейчас сложно представить. В том числе и потому, что у нас очень многие полагают, что они знают, как должны работать СМИ, и готовы раздавать и устанавливать для нас вводные.

Новости партнеров