Среди других слов, которые в последнее время часто сопрягают с эпитетом «традиционный», помимо «ценностей» и «семьи», есть еще и «СМИ». Если «традиционной семьей» обычно называют моногамную гетеросексуальную пару, то выражением «традиционные СМИ» теперь принято обозначать все, что характеризуется наличием штата сотрудников, виртуальной или полноценной редакции, отобранного и проверенного контента. Иными словами, прежняя дихотомия «бумажных» и «электронных» СМИ уже не очень актуальна, на смену этому противопоставлению идет столкновение СМИ как коллективного предприятия со СМИ как предприятием индивидуальным, то есть блогом, раскрученным аккаунтом в соцсетях, профилем в инстаграм или в твиттере.
Тема вытеснения «традиционных СМИ» блогосферой в разных ее проявлениях стала центральной во время примечательной дискуссии, которая состоялась 9 декабря 2021 года на площадке Ассоциации менеджеров России, во время заседания комитета по СМИ и информационной политике. Основными диспутантами стали главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов и председатель попечительского совета Фонда развития медиакоммуникаций и информационного общества, владелец деловой газеты «Ведомости» Иван Еремин.
В принципе, сама возможность такой острой дискуссии была определена неоднозначностью нынешней ситуации с «традиционными СМИ». Было бы неправильно говорить, что тренды последних двух лет свидетельствуют исключительно об их кризисе, затухании, подъеме соцсетей, снижении тиражей газет и посещаемости их сайтов. Как раз напротив в последние два года ведущие американские газеты The Wall Street journal и The New York times немного увеличили объемы тиража, немного выровняв падение, обусловленное пандемией. Сайт The New York times имеет сегодня около 5 млн подписчиков и тенденция идет в сторону увеличения этого числа. Между тем, газеты возвращают себе рекламные бюджеты, довольно успешно в этом отношении конкурируя с нетрадиционными медиа, еще недавно ожидавшими с минуты на минуту своего исторического триумфа.
Кстати, Иван Еремин сообщил собравшимся, что определенными успехами за последний год может заслуженно похвалиться и газета «Ведомости», вышедшая снова на самоокупаемость и вернувшая себе рекламные бюджеты. Иван Еремин подчеркнул, что одним из факторов возрождения газеты, столкнувшейся в 2020 году с серьезными внутренними и внешними трудностями, стал сознательный отказ ее нового руководства от конкуренции с «нетрадиционными СМИ» типа сайта радиостанции «Эха Москвы» за резкую и острую подачу новостей. Ставка была сделана на обоснованность и надежность информации, на обеспечение и укрепление делового имиджа газеты, и эта ставка, как можно судить на основании слов владельца «Ведомостей», себя полностью оправдала.
Проблема в том, что в мире блогосферы, в сверхнасыщенном информационном пространстве социальных сетей, пользователи снова стали ориентироваться на авторитетные, то есть в первую очередь «традиционные» СМИ, предполагая, что сообщаемая ими информация имеет своего рода гарантию качества.
Эта констатация усталости от «партизанщины», на которую ссылались некоторые собравшиеся, вызвала несогласие Алексея Венедиктова, который настаивал на том, что «традиционные СМИ» все-таки вступили в эру неуклонного и последовательного упадка, и данный тренд невозможно обратить вспять. По его мнению, ситуация переломилась в 2014 году, когда значительная часть рекламных денег ушла в соцсети. И сегодня мало кто из традиционных СМИ может сравниться по трафику посещаемости, скажем, с профилем в Инстаграм Ольги Бузовой, или же с блогом депутата Александра Хинштейна. Изменились, с точки зрения Венедиктова, сами запросы читателей, они теперь требуют от журналистов не просто профессиональной компетентности, но и нужных им эмоций, то есть гнева и пристрастия: если СМИ не способны эти эмоции предоставить, читатели будут уходить в соцсети. Туда же будут уходить и бюджеты.
Неодинаковое восприятие самой этой ситуации диктует разный набор требований и разную стратегию действий государства в отношении СМИ. Иван Еремин полагает, что следует ужесточить процедуру регистрации СМИ, набор условий для получения статуса СМИ различными изданиями, с целью еще большей фиксации различий между «традиционным» и «нетрадиционным» контентом. При этом он же предлагает государству пойти навстречу медиасообществу и снизить ставку НДС для СМИ на ближайшие 3-5 лет с целью преодоления последствий кризиса. Алексей Венедиктов прямо не прокомментировал предложения своего оппонента, но из всего контекста его речи было понятно, что попытка восстановить жесткую иерархию «традиционных» и «нетрадиционных» изданий, усложнив процедуру обретения статуса СМИ в первую очередь для последних, не находит у него понимания. По мнению Венедиктова, борьба «традиционных» СМИ за чистоту рядов – это в некотором смысле арьергардные бои, всю войну уже давно выиграли соцсети, чем воспользовались политики, типа Дональда Трампа, решившие обращаться к своему избирателю напрямую, без посредничества враждебных к ним сайтов и газет.
Полемика Ивана Еремина и Алексея Венедиктова чрезвычайно симптоматична для нынешнего периода, как выразились присутствующие, «турбулентности» в плане дальнейшей эволюции медиа-среды. Медиа-гигантам придется искать новые форматы коммуникации с аудиторией, чтобы сохранить и приумножить ее численный состав. Это означает, скорее всего, что возможны и даже необходимы синтетические формы подачи информации, сочетающие в себе «традиционные» и «инновативные» подходы. Вероятно, одним из таких синтетических подходов может стать и развиваемый нашим изданием формат экспертных дебатов, которые следует продвигать наряду с анализом и описанием различных смысловых контекстов полемики. Будем надеяться, что рано или поздно этот формат также войдет в практику основных «традиционных СМИ», в той или иной медийной подаче.
Борис Межуев, главный редактор сайта PublicO