Для изучения русского языка мигрантам нужна жесткая мотивация
Взрослым мигрантам нужно дать возможность изучать русский язык, например, в формате вечерней школы. Но возможность — это ещё не действительность. Очень многие эксперты говорят о том, чтобы мигранты могли брать уроки русского языка, но вряд ли они будут действительно этим заниматься. Мигранты живут в своей языковой среде. Есть такой анекдот: тётя Песя сокрушается, что 30 лет живет в этом Майами-бич, а американцы-таки до сих пор русского языка не выучили!
Пока непонятно, зачем мигрантам нужно учить русский язык, если мы с ними общаемся, исходя из знания их национального языка. Если мигрант говорит, что не знает русский, ему предоставляют переводчика. Зачем ему знать наш язык? Человек не любит утруждаться. И Россия создала условия, когда мигранту удобнее включаться, не зная русского языка. Дома мигранты говорят на узбекском, таджикском, киргизском. Через языковую среду выучить русский язык мы их не заставим.
Иностранцы или жители языковых провинций учили язык метрополии, потому что на этом языке шли судебные дела, собирали налоги. Сейчас же государство предоставляет переводчиков. В этой ситуации, естественно, язык учить не нужно.
Отсутствует система мотивации. Знание русского языка не является тем, что делает жизнь мигрантов более удобной, комфортной и выгодной, а их карьеру более успешной. Существует экзамен по русскому языку, но его проводят те, кто связан с работодателем. Работодателю же нужен работник, а не человек, знающий русский язык. Поэтому экзамены зачастую проходят формально.
Никто не ставит двойки детям мигрантов за незнание русского в школе. Дети не сидят дома и не зубрят русский для того, чтобы учиться по-русски, в итоге они и не учатся, потому что учителя проводят уроки на русском. Поэтому дети мигрантов знают свой родной язык, а русского не знают. В этом случае нужно создавать таджикские, узбекские, киргизские школы в Москве и других городах, набирая туда на работу учителей с национальным языком.
В своё время Римская империя погибла от варваризации. Сначала варваров собирали, чтобы те работали на Рим, а потом варвары решили, что римляне избыточны, а они как-нибудь сами справятся с управлением империи. Разговор о русском языке для мигрантов — это разговор о том же самом. Если бы сказали так: выучишь русский, приходи в школу, — это было бы очень жестоко, но тогда дети пошли бы учиться. При этом нужно, конечно, одновременно открывать курсы русского языка, бесплатные и качественные.
Москва пытается что-то делать в этом отношении, но руководство города не может влезть в голову каждого мигранта и гипнозом мотивировать его выучить русский язык. Главная мотивация, которая может быть, — брать на работу тех, кто русский знает, а не тех, кто формально сдал экзамен по русскому. Тогда мигранты выучат язык, потому что им нужна работа, и тогда главным вопросом станет предоставить возможность изучения языка. Сейчас же, когда нет подобной жесткой мотивации, возможность учить язык не приводит к результатам. Москва очень много для этого делает, но мотивации нет.
Это очень сложная проблема, но по-другому её не решить. Либо Россия пройдет через варваризацию, когда через некоторое время выяснится, что русских осталось мало и, в основном, только на руководящих постах. Но это не может длиться вечно! Рано или поздно большинство населения сделает нормой свою форму поведения. И демография в среде мигрантов коренным образом отличается от российской.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.