Зачастую ребенок мигрантов является мостом в культуру России для своей семьи
Что касается изучения русского языка для детей мигрантов, то это очевидная цивилизованная норма. Подобное происходит во всех странах, которые ведут нормальную политику по отношению к миграции.
Надо понимать, что в основном те мигранты, которые приехали с семьёй и детьми — это люди, которые предполагают остаться жить в России. Те, кто хочет заработать и уехать, обычно приезжают одни. Если же человек (семья) планирует остаться, тогда это вопрос не только языка, но и культуры вообще, традиций и всего того, что поможет ребёнку войти в тот мир, в котором он оказывается.
Хочу напомнить, что и по Конвенции о правах ребёнка, и нашему по законодательству, которое следует этой Конвенции, образование обязательно. И дети мигрантов, конечно, тоже обязаны учиться. Вряд ли станет лучше, если эти дети будут болтаться в подворотне, вместо того, чтобы учиться в школе.
Так уж получилось, что многие семьи мигрантов живут достаточно обособленной жизнью — это и религиозные, и другие традиции; обычно мужчина работает (причем в своей же среде), а женщина находится дома, и ребёнок для всей семьи фактически является тем мостом, который приносит в семью культуру и традиции России. Более того, часто в определённых кругах мигрантов женщин редко отпускают на работу кроме работы в школе, где учится ребёнок, будь то гардероб или столовая. И в этом смысле школа часто бывает социальной адаптацией для всей семьи мигрантов.
Совершенно понятно, что если ребёнок плохо говорит по-русски, какие бы у него ни были таланты, ему будет трудно, а то и невозможно учиться по любым предметам. Поэтому базовая подготовка по русскому языку абсолютно необходима. Она снимает многие комплексы у детей, которые входят в другую среду, и очень сильно помогает им учиться. Поэтому специальная работа с такими детьми необходима.
Проблема заключается в том, что подобного абсолютно позитивного опыта нет ни в одной стране, везде свои сложности. Важно, что на эту проблему обратил внимание министр образования; надеюсь, что за этим что-то последует.
В Москве были школы русского языка, которые не очень себя оправдали. Звучит это красиво, но дети, которые приезжают, разного возраста, разного уровня знания языка, с разными родными языками, и поэтому они сталкиваются с разными трудностями в освоении русского языка. Если в начальной школе кому-то буквально пару месяцев, чтобы войти хотя бы с точки устной речи, а потом и письменной, то уже на уровне подростка это гораздо сложнее.
Более эффективной мерой, на мой взгляд, стала бы дополнительная работа с детьми в школе, с пониманием особенностей конкретного ребёнка: в каком он классе, каков его уровень языка, какие возможности. В данный момент в Москве этим занимается школа, и средства на это идут из формирования общешкольного бюджета.
В бытность мою детским омбудсменом мне доводилось изучать вопрос проблем детей из семей мигрантов. И была выявлена поразительная вещь: в начальной школе дети, скажем, из Армении и Азербайджана больше дружили, потому что у них были общие проблемы входа в иноязычную среду, проблемную для них. В среднем же звене старшие товарищи им уже объясняли, что они – враги. Получается, что вместо того, чтобы детям нести мир, взрослые несут проблемы в мир детей. Такие ситуации тоже надо учитывать.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.