ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Русский язык и мигранты: в 1Ж учат плохо
Фото ФедералПресс
Автор: Константин Рожнов

Русский язык и мигранты: в 1Ж учат плохо

Мы не можем обойтись без мигрантов, а многие соседние страны не могут обойтись без денег, которые они у нас зарабатывают. Но для России остро стоит вопрос с интеграцией этих людей в наш русский мир. Однако через 30 лет после распада СССР многим молодым мигрантам и их детям нужны уроки русского языка. Профильные ведомства этим вопросом уже озаботились, но пока получается довольно невнятно.


Дети мигрантов должны ходить на уроки русского

На прошлой неделе министр просвещения Сергей Кравцов сообщил, что в российских школах добавят часов для обучения детей мигрантов русскому языку. Потому что есть проблема – многие первоклассники его не знают.

«Мы внесли изменения в порядок организации и осуществления образовательной деятельности, которые наделяют школы правом проводить диагностику обучающихся на уровень владения русским языком», - сказал министр просвещения на парламентских слушаниях по развитию и защите русского языка.

«Диагностика на уровень» - так обычно говорят в автосервисах. Но если перевести с министерского на русский, то для детей мигрантов будет организовано что-то вроде тестирования.

А если ребёнок «диагностику на уровень» сдать не смог? Что ж, начнётся «подтягивание». И как это будет происходить? А никто пока не знает. Но есть, например, инициатива главы Совета по правам человека в России Валерия Фадеева, поддержанная Минпросвещения.

«В законе должно быть два обстоятельства: не принимать детей в школу, не знающих русский язык, и этот же закон должен требовать обучения русскому языку в специализированном центре, не отвергать...», - цитируют Фадеева «Коммерсант», «Труд» и другие СМИ.

Фото ФедералПресс

Практически сразу после главы СПЧ случилось выступление детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. В своем тг-канале она посетовала на то, что 20% детей, приезжающих вместе с родителями, не говорят по-русски. И предложила ввести тестирование, позже ставшее в устах министра просвещения «диагностикой уровня».

В середине лета Минпросвещения опубликовал предложение о создании дополнительных курсов для детей мигрантов, не знающих русского языка. Не прошедшие в 1 класс дети вынуждены будут учить русский по специальным программам (модулям), среди таких же, как они. Или после школы – оставаться на дополнительные уроки.

Проблем в этом начинании пока много. И вопросов больше, чем ответов. Откуда возьмутся деньги на финансирование начинания. И вообще – работает ли оно?

Тут интересен опыт волгоградской школы №33. В ней был сформирован полностью мигрантский класс, .  И какие результаты? Самую негативную реакцию высказали родители учеников: мол, среди своих ребенок ничему не учится. А вот в смешанных классах – другое дело.

Я не знаю, чем будут отличаться от 1Ж дошкольные или внеклассные модули по обучению русскому языку. Взмыленностью педагога на сверхурочной работе, с финансированием которой тоже пока ничего не понятно?

Идеализм руководства не в первый уже раз напарывается на рифы казуса исполнителя.


Как сдать экзамен по языку

К слову, экзамены для взрослых уже стали притчей во языцех благодаря своей коррумпированности. Купить сертификат о сдаче экзамена по русскому языку не так и сложно. При необходимости сдать экзамен гостю России поможет хоть член экзаменационной комиссии. Прикроет плечом от камеры, подбросит шпаргалку…

В случае с детским тестированием, очевидно, будет то же самое. То есть, посмотрим правде в глаза: перед нами – просто очередная «кормушка», которую так легко не оцифруешь и искусственным интеллектом не заменишь.

Раньше «хлебными» специальностями считались юристы, экономисты, инспектора ГИБДД. В наше удивительное время хлебом мелкой коррупции становится даже русская филология. А как же быть с русским языком? Надо его учить? Придется. Начальство в России, в основном, добивается своего. Выучат его мигрантами такими мерами? Конечно, нет.

Есть ли выход? Наверняка. Но его надо проработать, просчитать. Не покрывая идеализмом мелкую коррупцию.

Например, буквально на днях появилась инициатива главы Департамента молодежной политики Администрации президента Узбекистана Кахрамона Курамбаева, который попросил у российских чиновников помощи в открытии частных школ и детских садов, где будут учить русскому языку и финансировать которые будут диаспоры.

Выход ли это? Не знаю. Но пока похоже на самый вменяемый способ решения проблемы.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров