Классическая литература воспитывает патриотизм лучше военрука
Насколько мне известно, русскую
классическую литературу из школьной программы вынимают не полностью, а только
из последнего экзамена 11 класса, т.к. школьники уже сдают по ней экзамен в 9
классе. И раз в ОГЭ Пушкина, Гоголя, Лермонтова проходили, то решили, что
повторять это через год-два не имеет смысла. Это, скорее, методические вопросы,
речь не идёт о том, что русскую классику нужно вообще выкинуть.
По социологическому исследованию «Синергии»
более половины россиян, 63%, считают, что нужно избавиться от русской классической
литературы. Но это станет ошибкой. И далеко не всегда надо слушать, что говорит
большинство. Большинство выступает за публичные казни, репрессии, депортации,
карточную систему, поэтому умные политики говорят так: послушай, что говорит
большинство, и сделай наоборот.
Нужен ли «Евгений Онегин» современным
школьникам? Да, нужен, как минимум по трём причинам.
Во-первых, учиться должно быть
нелегко. Чтение «Евгения Онегина» — это тренировка, в том числе, и мозга:
человек должен понимать значение старинных слов, разбираться в поведении героев
и так далее. Это как математика своего рода или шахматная игра, это тренировка
мозга и социальных навыков.
Во-вторых, «Евгений Онегин» — это
русская классика. Как и французская, английская классика для своих стран, она учит
понимать, что такое красивый правильный родной язык. Красоты природы, отношений,
красивые описания лиц мужчин и женщины. Это и пейзажные вставочки: «Зимы ждала,
ждала природа...», «Уж небо осенью дышало…». Это наши культурные коды.
В-третьих же, это глубоко
патриотично. Человек должен знать, что русская литература — наше национальное
достояние, то, чем мы гордимся, что мы любим, что с нами уже веками. Это
традиции, это пресловутые скрепы. Какие скрепы могут быть без «Евгения Онегина»
или «Войны и мира»?
Патриотизм бывает двух сортов, как
говорят умные люди: дифференциальный и интегральный. Дифференциальный — это «Мы
не такие как все, мы лучше всех». Интегральный — это «Что же такое мы внутри, из
чего состоит наше русское, российское Я»? Оно, в том числе, и состоит в большой
мере из русской классической литературы. Патриотическая задача в этом весьма
велика. К тому же это тот патриотизм, который воспитывает не военрук, а учитель
литературы, то есть патриотизм гораздо более прочный, крепкий, надёжный и
умный.