Русскую классику, закладывающую культурный код, стоит вынести отдельным предметом обучения
Минпросвещения прокомментировало, что
не убирает классиков из школьной программы, просто даёт их в более младших
классах. Фонвизина, Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя теперь
изучают до 9 класса параллельно изучению истории периода их жизни. В ЕГЭ тоже
остаются задания, касающиеся их произведений.
С одной стороны, ребёнку очень важно
помещать творчество классиков в исторический контекст их жизни, с другой
стороны, «Горе от ума», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Герой нашего
времени» или «Мёртвые души», читаемые восьмиклассником, целиком проходят мимо
него. В массе своей он ещё просто не дорос до объёма и масштаба этих
произведений.
Так что нынешнее образование, это загадка
про козу, капусту и лодочника. Не знаю, как её решить, я бы пошла по пути
выделения русской классики, закладывающей культурный код, в отдельный предмет,
ведь особенности российской тоталитарной истории вынуждали проговаривать в
литературном формате то, что в европейских странах удавалось проговаривать в
смежных гуманитарных областях.
Но это означает запрос на
высококультурных талантливых учителей, которые могли бы посвящать уроки
конкретному классическому произведению, «переводить» его на язык современного
школьника, показывать на уроках лучшие экранизации. Потому что нет лучшего
способа формировать идентичность подростка, чем русская классика. Как говорил
Твардовский: «В Союзе писателей нет никакой групповой борьбы, просто одни
прочитали "Капитанскую дочку", другие нет».
Но где взять столько хороших
учителей, если в регионах при нынешних зарплатах не хватает даже учителей,
пишущих с грамматическими ошибками?..