Пушкин должен быть в школьной программе, весь «Евгений Онегин» — необязательно
Литература остаётся последним
представителем всего мира культуры для школьника. Очень важно понимать, что вопрос о
классической литературе в школьной программе есть. Более того, он ставит
гораздо более серьёзный вопрос о том, зачем мы вообще проходим в школе литературу
все школьные годы до 11 класса включительно? Что такое уроки литературы? Какова
их цель?
Мне всё-таки представляется, что
главная цель — это не борьба обязательных списков литературы, а то, чтобы после
школы, когда выпускники выйдут из кабинета литературы, они хотели бы что-то
читать. Необходимо сформировать любовь к чтению, к фикшн и нон-фикшн.
Проблема эта существовала всегда: на
уроке проходили одно, а вне урока, если мы и читали, то другое. В моё время я
двадцать раз читал «Шерлока Холмса» или «Трёх мушкетёров», но почему-то это не
имело никакого отношения к школьной программе. Сейчас, допустим, дети читают
«Гарри Поттера», но представить себе, что Роулинг войдёт в школьную программу,
невозможно. В школе проходят другую литературу, и в этом смысле проблема
действительно существует.
И ещё. Литература в старшей школе —
это последний и единственный предмет, связанный с культурой и искусством,
прежде всего. К сожалению, живопись, классическое искусство, музыка
заканчиваются в 4—5 классе. Дальше «Утра в сосновом бору» дети не движутся. Это
хорошая картина Шишкина, но был ещё и XX век, и XXI век. Но понимание культуры
и искусства не то что современного, а даже XX века, у школьников не
формируется.
Литература остаётся в школе последним
представителем всего мира культуры. Золотой канон русской литературы признан
всем миром, никакой «отмены» Достоевского, Чехова, Пушкина или Толстого нет.
Если мы говорим о человеке, который
учится в российской школе, то этот золотой канон должен быть и в нём. Другое
дело, каким образом его представить. Может быть, это должен быть и не «Евгений
Онегин», потому что это действительно очень большое и сложное произведение для
8-го класса, а вот отрывки из этого романа могут быть важны в этом возрасте,
как и лирика Пушкина.
В подростковом возрасте постигают
любовь, ненависть, предательство, смерть и жизнь. У Пушкина про это многое
написано, и что-то может отозваться в ребенке. Не обязательно это должен быть
«Евгений Онегин», но Пушкин должен быть, ведь это основа даже не только русской
литературы, а гораздо более глубокая основа — всего русского языка.