ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Учитель в школе
Учителя создают нацию, а мы их мало ценим
Нина Останина
Нина Останина
27 дек. 2023

Мы ещё раз обнажили те проблемы, с которыми сталкиваются педагоги

Тот факт, что прошедший год был Годом педагога и наставника, это, конечно, хорошо, потому что любая проблема, вынесенная на государственный уровень, уже привлекает себе внимание. С этой задачей объявление 2023 года Годом педагога и наставника справилось.

Внимание к педагогам и к школе было привлечено. Вопрос только, в положительном или отрицательном контексте? По моему убеждению, мы ещё раз обнажили те проблемы, которые есть у наших педагогов и наставников.

Мы в Комитете Госдумы организовали приём семей, педагогов и наставников в День семьи, любви, верности. Мы решили посвятить этот день семьям педагогов. К нам приехали 13 семей из разных федеральных округов, и, например, семья педагогов-наставников из Омска насчитывает 360 лет своей династии! Место, которое педагогическое сообщество занимает в общественном пространстве, было, есть и будет всегда. Тот факт, что эта профессия востребована в обществе, сомнений ни у кого не вызывает.

Но есть проблемы, которые испытывают сегодня педагоги. Во-первых, самому этому статусу надо вернуть общественное уважение. Для того чтобы сам педагог уважал себя, надо, как минимум, чтобы он себя обеспечивал. Мы никуда не ушли от проблемы финансирования образования. К великому сожалению, на сегодня мы имеем заработную плату педагога, которая носит усреднённый характер за 1,5-2 ставки, а не за 18 часов, которая позволяла бы педагогу в том числе заниматься ещё и самообразованием и сохранять своё здоровье, не выгорая.

Во-вторых, проблема, которую испытывает сегодня наше образование, это восстановление триады, всегда свойственной нашей школе: кроме педагога и ученика нужно ещё вернуть и родителя. То ли пандемия закрыла двери школы от родителей, то ли у педагога в силу своей занятости нет времени уделять внимание родителям, но, так или иначе, взаимодействие с родителями не налажено. Это чётко выявляет детские трагедии, например, как скулшутинг в Брянске.

В-третьих, есть и это проблема обеспечения школ современными учебниками, учебной литературой. В начале учебного года мы столкнулись с тем, что учителя вынуждены были сами на принтере детям печатать какие-то учебные материалы. Это ненормально, у нас есть на это средства, нам нужен только хороший лоббизм, который позволил бы защитить наших педагогов и образование.

Эти проблемы были обнажены, и они побуждают нас, законодателей, к тому, чтобы внести изменения в действующий Закон об образования. Мы уже вернули в закон термин «воспитание», но пока лишь термин, а не сам процесс воспитания. Отказались от образовательных «услуг», но в жизнь это ещё не пришло, потому что пока даже группа продлённого дня платная.

Последний закон, который мы приняли, с нашей точки зрения, хоть как-то защитит нашего педагога и детей в их праве на сохранение психического и физического здоровья. Мы запретили в образовательных организациях телефоны и для детей, и для педагогов. Полагаю, что это абсолютно правильно.

Брянская трагедия ещё раз подчеркнула тот факт, что у нас никто не защищён: ни ребёнок, ни педагог. Государство должно вернуться в сферу образования. Надо поднять всё, что касается школы, на федеральный уровень. Мы сегодня спустили это на уровень муниципалитетов. Помогло только политическое вмешательство спикера Володина, который своей волей обязал внести изменения в закон и поднять финансирование образования хотя бы с муниципального на региональный уровень. Но необходимо возвращать его на федеральный уровень.

 

Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров