Через несколько дней завершится 2023 год, объявленный в России Годом педагога и наставника. Власти готовились к его проведению заранее, основательно и не для галочки. Еще в 2021 году Владимир Путин, который сегодня на Госсовете подведет итоги Года, говорил: «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога».
По данным Росстата, в России насчитывается более 1,2 млн школьных учителей, 154 тыс преподавателей и мастеров среднего профессионального образования, более 178 тыс преподавателей вузов и 620 тыс педагогов, работающих с дошколятами. Кроме того, в России работают 211 тыс педагогов дополнительного образования.
Педагоги формируют наше будущее
На днях министр просвещения Сергей Кравцов сообщил о масштабных мероприятиях Года, ставящих целью повышение престижа профессии учителя.
«В этом году состоялось почти 7 тысяч мероприятий, направленных на повышение престижа профессии педагога: различные форумы, творческие конкурсы и олимпиады. В них приняли участие более 17 миллионов человек со всех регионов России. Хочу выразить вам особую благодарность за вклад в развитие отечественного образования», – сказал Сергей Кравцов.
Он отметил, что одним из важнейших векторов в 2023 году стала работа над Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам совершенствования правового статуса педагогических работников. Особый статус позволяет защитить честь и достоинство учителей, обеспечить неприкосновенность их личной жизни.
В Год педагога и наставника особое внимание Министерства просвещения Российской Федерации уделено совершенствованию системы оплаты труда педагогов: победители конкурса «Учитель года России» получают миллион рублей, призеры – по 500 тыс. Выросло число учителей, получающих премии за достижения в педагогической деятельности: денежного поощрения в размере 200 тыс рублей удостоены 1 250 педагогов из разных регионов России.
Сергей Кравцов на ТВ. Фото Пресс-служба Минпросвещения РФ
Ранее на выставке «Россия» он говорил:
«В 2023 году были закреплены важные изменения в сфере образования. В первую очередь это единые образовательные программы и единые учебники. Кроме того, приняты законы о возвращении трудового воспитания в школы и об учреждении серебряных медалей, введена также единая система профориентационной работы».
Министр цифрового развития РФ Максут Шадаев в свою очередь там же сказал, что порядка 45 тыс школьных объектов по всей России обеспечены высокоскоростным интернетом, из которых 28 тыс находятся в сельской местности. Профильный вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что с 2019 года в рамках программы строительства школ в России введено 1154 здания, а с 2022 года по программе капремонта отремонтировано более 3 тыс школьных зданий.
«Это масштабная программа, она будет продолжаться и после завершения национального проекта в 2024 году. Инфраструктурная работа позволила полностью ликвидировать третью смену обучения и сдержать рост второй смены», – подчеркнула она.
Татьяна Голикова также отметила, что мероприятия Года педагога и наставника не завершатся с окончанием календарного года. Она пояснила, что многие задачи были реализованы, вместе с тем многое было начато и требует продолжения и развития.
Жизнь учителя - стресс
Последнее замечание вице-премьера очень важно. Ибо за масштабностью цифр и помпой официальных мероприятий как будто забыт ежедневный тяжелый, незаметный и малооплачиваемый труд простого учителя. Применительно к нему на недавней Прямой линии президент вспомнил фразу Бисмарка, который «как-то сказал, что войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя и священники».
И вот реальность этого труда, которую на декабрьском заседании СПЧ при президенте уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области, член Совета Екатерина Сморода описывала так:
«Главная ценность школы – это работающие в ней люди, учителя. И от самочувствия учительства сегодня зависит качество образования нашего будущего поколения. Сегодня же система находится, можно сказать, в стрессе, хотя и старается особо не подавать вида. Дефицит учителей в школах составляет 250 тысяч, и это расчёт только в вакансиях. Отток колоссальный, учителя порой вынуждены трудиться, что называется, за троих, совмещая при этом не только преподавание по своему профилю. Я, например, посещала такие школы, в которых учитель, преподающий географию, преподает ещё биологию, иностранный язык и даже музыку. И в населённых пунктах порой из-за дефицита кадров закрываются целые учреждения, что впоследствии вызывает смерть практически, гибель самого населённого пункта, потому что это социально-культурный центр. В педагогические вузы, к сожалению, ребята идут очень мало. Несмотря на то, что нам заявляют, что в этом году в два раза больше абитуриентов подали свои заявления, по факту [недобор], были выбраны другие специальности. Выпускники до школы, уважаемый Владимир Владимирович, тоже, к сожалению, не доходят. Всего 10 процентов, (остальные) идут работать менеджерами в маркетплейсы. Молодые педагоги тоже не выдерживают в первый год, и это прежде всего обусловлено высочайшей, колоссальной нагрузкой, которая лежит сегодня на педагогических кадрах и на школьных учителях. В этом году она увеличилась кратно».
В результате, хоть Кравцов и говорит, что профессия педагога стала у нас одной из самых популярных, дефицит кадров в учебных заведениях колоссальный. Татьяна Голикова оценивает его примерно в 11 тысяч человек. Так что рано почивать на лаврах. Работы тут на десятилетия. Год учителя в России должен стать Веком учителя.