ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Как выжить на тротуаре? Соседство пешеходов и мобильного электротранспорта
Как выжить на тротуаре? Соседство пешеходов и мобильного электротранспорта
Максим Кадаков
Максим Кадаков
09 авг. 2023

Нужна разрешительная система

На эту проблему можно смотреть с двух сторон. С точки зрения общечеловеческого взгляда, да, надо ужесточить, потому что ситуация уходит в совершенно неуправляемое поле, когда людям в крупных городах уже становится страшно ходить по тротуару. Это, конечно, ненормальная ситуация, и с этим надо что-то делать. Но с другой стороны, все эти нахрапистые, я бы сказал, инициативы, которые сейчас повалились как из рога изобилия от разных депутатов, чиновников и сенаторов, на грани популизма.

Возможные механизмы давно известны, общественниками и журналистами обсуждались не раз. Не так давно я участвовал в обсуждении в Общественной палате Российской Федерации. Один из механизмов вешать номера на все средства индивидуально мобильности (СИМ), другой вариант — СИМ мощностью больше 250 Вт приравнять к мопедам и заставить пользователей получать водительские права.

Но сейчас валятся эти инициативы — ввести обязательное обучение, ещё что-то ограничить, и так далее. Мне хочется этих депутатов спросить: как они собираются это реализовывать? Я таких инициатив могу накидать ещё с десяток. Как это реализовать и кто это будет контролировать?

Возвращаясь к эмоциональной точке зрения: да, надо, пора. А как только начинаешь раскручивать этот механизм и пытаешься понять, как это можно реализовать, то понимаешь, что там целая гора проблем, которые надо решить. Когда начинаешь детально в этом разбираться, то получается, что всё не так просто. Кто будет это всё контролировать? Инспектор ГИБДД, на тротуаре? У нас пока инспекторы ГИБДД на местах даже не все аварии на тротуаре оформляют, считая это по-прежнему не ДТП, а примерно то же самое, что вы друг другу на ногу наступили: разбирайтесь по Гражданскому кодексу.

Камеры вешать на тротуарах? Это значит, сейчас мы будем кормить тех, кто выпускает камеры и софт к ним. Потом «письма счастья» будем рассылать. Чтобы рассылать «письма счастья» и контролировать камеры, надо на все СИМ вешать номера. Как повесить номера на все средства индивидуальной мобильности, которые уже проданы? Не очень понятно. Прежде чем вешать номера, их надо сертифицировать, потому что должны быть какие-то стандартные площадки, и так далее. Как те миллионы СИМ, которые уже проданы, под это подвести? А они все разные: моноколесо, электросамокат, велосипед, электровелосипед, и так далее. Далее «письма счастья» и механизм их оспаривания. Это такой ворох проблем.

Пьяным ездить нельзя, спору нет. Как это контролировать? Нет ни механизма, ничего. Это должен быть приказ Минздрава, как освидетельствовать этих людей. Кто поймает человека с признаками опьянения? А если поймать пятнадцатилетнего подростка с признаками опьянения, что делать? Кто это регламентирует? Вы его не можете освидетельствовать без согласия родителей, без их присутствия закон не позволяет. И таких нюансов очень много.

Допустим, 16—17-летний человек, который едет на электросамокате, должен останавливаться, должен знать жесты регулировщика или инспектора? Он может их и не знать. У нас есть Закон о полиции, и согласно ему вы должны подчиняться действиям полицейского. Полицейский вас останавливает и говорит: я чувствую, что вы в состоянии алкогольного опьянения, хочу вас отправить на освидетельствование. А какой полицейский вас как пользователя СИМ имеет право отправить на освидетельствование? Это участковый, который домой возвращается? Это наряд полиции, который в парке за порядком следит, чтобы там драк не было? Это ДПС?

Как только начинаешь в этих деталях пытаться разобраться, выясняется, что там просто миллион проблем, которые можно обсуждать в течение нескольких лет. А популяризация электрических средств индивидуальный мобильности будет идти впереди не столько законодательных инициатив, сколько реальных механизмов, которые будут принимать.

У меня есть конкретное предложение: в центральных частях городов просто запретить СИМ, если мы не можем это контролировать — а мы не можем. Если ты не можешь что-то контролировать, этого быть не должно. Я против запретов в принципе, но другого варианта сейчас нет.

Нужна разрешительная система. Вот на этой набережной есть велодорожка или дорожка для СИМ, висит знак: здесь можно ехать на электросамокате, катайтесь. В парке на въезде висит табличка: можно на электросамокате, катайтесь. А в других местах нельзя!


Новости партнеров