ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Как выжить на тротуаре? Соседство пешеходов и мобильного электротранспорта
Как выжить на тротуаре? Соседство пешеходов и мобильного электротранспорта
Антон Шапарин
Антон Шапарин
09 авг. 2023

Нужно совместными усилиями двигать нормативный акт

Нынешняя ситуация со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) — это прямой результат многолетнего бездействия Минтранса, который не мог принять законодательство, в итоге принял поправки в Правила дорожного движения, которые никак невозможно ни проконтролировать, ни исполнить. Введены ограничения по весу самоката и других СИМ: одни (до 35 кг) могут ездить по тротуарам, другие (больше 35 кг) должны ездить по дорогам общего пользования. Но при этом никто никогда самокаты не взвешивал! Не существует системы сертификации; мы не знаем, какой из них сколько весит, мы не знаем, где он должен должен ездить. Все ограничения по скорости, которые введены, действуют только исключительно у операторов кикшеринга (проката самокатов). А все остальные ограничения не действуют по одной причине их невозможно проконтролировать.

У сотрудников Госавтоинспекции нет возможности определить скорость электросамоката, у них нет ручных радаров. Когда они останавливают самокатчика (даже если он остановится), то на вопрос «с какой скоростью ты двигался самокатчик отвечает: «с максимально разрешённой» — ему даже цифру знать не нужно.

Следующий момент связан с установлением личности того, кто едет на самокате. Допустим, самокатчик сбил человека. Если это частный самокат, то установить такого виновника не представляется возможным, потому что ни распознать его лицо, ни как-то ещё установить данные нет механизмов, нет систем. Если речь идёт о прокатном самокате, то там всё просто и понятно. Есть время ДТП, есть точка, есть платёжные данные того, кто расплатился  этот человек и привлекается к ответственности.

Всё регулирование самокатов должно начинаться с двух вещей. Первая — это регистрация самоката. Мы в Национальном автомобильном союзе совместно с депутатом Делягиным подготовили законопроект. Он сейчас в правительстве на рассмотрении, ждёт отзыва уже который месяц. Этот законопроект устанавливает необходимость регистрации через Госуслуги электросамокатов и других СИМ. Им присваиваются номера, эти номера нужно заказать в специальный компании, они есть по всей стране, и установить на самокат (закрепить хоть стяжками, хоть хомутами, это не принципиально).

Номер должен быть читаемым, установленным в видимом месте спереди и сзади. Даже в ГОСТ поправки не нужно будет вводить, потому что это такие же номера, как на мопедах, сравнимых по характеристикам с большинством самокатов. После этого человек однозначно идентифицируется, и мы получаем возможность использовать камеры фото-видеофиксации (один из двух возможных инструментов: полицейские и камеры других инструментов у нас нет).

Второй законопроект, который также находится в правительстве и также ожидает отзыва, это целый новый раздел в Кодекс об административных правонарушениях, который устанавливает достаточно жёсткую систему штрафов для таких пользователей транспорта: и за превышение скорости, и за езду совместно с кем-то ещё, и даже за перевозку грузов помимо рационально возможных.

Без этих двух мер никакие другие предложения не сработают. Ни полный запрет на электросамокаты, потому что мы не сможем его проконтролировать, ни введение водительских удостоверений для водителей таких транспортных средств, потому что тоже не сможем проконтролировать: мы не поставим по полицейскому в каждом переулке, который будет ловить людей на моноколесах, это невозможно.

Мы всегда выступали и будем выступать за то, что все нормы законодательства должны быть исполнимыми, должны быть реализуемыми. Все предложения, связанные со строительством инфраструктуры в городах, которые выдвигают, например, в Совете по правам человека, — это всё отлично, её нужно строить и развивать. Но где взять на это деньги? В бюджетах их нет. Значит, нужно будет полностью перестраивать улицы для того, чтобы эти СИМ могли эксплуатироваться. А где будут ездить остальные транспортные средства? А где будут ходить пешеходы? На эти вопросы нет ответа. К сожалению, благие предложения остаются только на бумаге.

Что мы сможем сделать в условиях, когда электросамокатов уже то ли сотни тысяч, то ли миллионы? Их никто никогда не сертифицировал, их можно всегда было покупать на китайских сайтах, получать с доставкой и так далее. Никто не знает, сколько в стране самокатов, но понятно, что очень много.

Проблема будет нарастать, и без регулирования, которое запоздало, мы никак не сможем её решить и будем дальше наблюдать рост аварийности и смертности, пока Минтранс ждёт результатов каких-то исследований. Мы подготовили законопроекты ещё весной, тогда же их могли рассмотреть и принять, и они уже бы действовали. И мы уже в этом сезоне спасли бы жизни людей, а получается, что из-за промедления мы этих людей не спасём.

Что же касается депутата Ефимова и сенатора Башкина, то они могут присоединиться к их коллеге Михаилу Делягину. Уже всё разработано, всё сделано. Нужно просто совместными усилиями двигать нормативный акт. Тогда будет шанс, что хотя бы к следующему сезону получится хоть как-то начать регулировать эту отрасль.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров