ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Как выжить на тротуаре? Соседство пешеходов и мобильного электротранспорта
Автор: Илья Колосов, Publico

Как выжить на тротуаре? Соседство пешеходов и мобильного электротранспорта

Ксения Старченко, 32 года. Возвращалась после работы к мужу и двум дочерям. Переходила дорогу в неположенном месте. Стала жертвой ДТП с участием курьера на электровелосипеде, который скрылся с места происшествия. Женщина была госпитализирована в НИИ СП им. Н.Склифосовского с переломами обеих ног и большеберцовой кости. После операции её состояние резко ухудшилось, и спустя несколько дней она скончалась. Курьера задержали, ему грозит уголовное наказание.

Можно рассуждать о том, что в итоге стало причиной её смерти и могут ли переломы лодыжек повлечь летальный исход. Но ясно, что Ксения Старченко не оказалась бы в реанимации Института скорой помощи, если бы 20 июля в неё не врезался курьер на электровелосипеде.

Любой, кто сегодня проживает или гостит в крупном городе, подтвердит: передвигаться по тротуарам стало опасно. Причин тому, как минимум, две.

Первая: увеличение парка прокатных электросамокатов. Возле станций метро, особенно в центре города, всегда можно увидеть несколько десятков самокатов от разных служб почасовой аренды. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что самокат является отличной альтернативой общественному транспорту и такси. В теплое время года электросамокаты очень удобны и предоставляют отличную возможность добраться из одной точки города в другую или просто интересно провести время. Но горожане уже убедились в том, что этот способ передвижения настолько же опасен, насколько удобен и доступен.

Пользуются электросамокатами люди разных возрастов, но в большинстве – молодежь и подростки. И здесь кроется первая опасность. Степень ответственности тех, кто арендует это транспортное средство, различна. Могу подтвердить, что сам неоднократно был свидетелем опасных ситуаций на тротуарах вдоль Садового кольца в Москве, где водители самокатов на повышенной скорости пытаются лавировать между пешеходами. Как правило, это подростки или студенты. Нередко, по двое на одном самокате. Столкновение с пешеходом при таком стиле вождения и такой скорости становится весьма вероятным и очень опасным.

Вторая причина, по которой пешеходы не чувствуют себя в безопасности даже на тротуарах заключается в том, что в городах резко возросло количество курьеров, использующих электровелосипеды. Крупные компании по доставке продуктов обеспечивают ими своих сотрудников. Проблема в том, что зарплата курьера напрямую зависит от количества совершенных им доставок. И значит, чем быстрее он передвигается по городу, тем больше заработает. Курьерами, как правило, нанимаются молодые люди из соседних государств, где плотность населения и интенсивность траффика несопоставимы с московскими или питерскими. Они пренебрегают элементарными правилами взаимодействия с другими участниками движения и становятся причиной наездов и столкновений.

За последние 4 года количество ДТП с участием т.н. Средств Индивидуальной Мобильности (электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и электромопеды малой мощности) выросло почти в 15 раз. И самый частый вид происшествий с СИМ — наезд на пешехода: 95%.

При этом ГИБДД учитывает только происшествия, в которых есть пострадавшие. В 2019 году таковых было 142, в 2022 —941, а в первой половине 2023 – уже 1043. Если же говорить о жертвах, то только за этот год погибло уже 12.

Значит ли это, что использование малого электротранспорта нужно ограничить или вовсе запретить? Отнюдь. Повторю, это удобный и экологичный способ передвижения. Всё говорит о том, что количество СИМ будет расти. Как же поступить в этом случае? Во-первых, признать неизбежное и постараться минимизировать негативные последствия. Кое-что для этого уже сделано. Например, с 1 февраля этого года вступили в силу специальные ГОСТы, которые технически ограничивают скорость разных типов электросамокатов. А с 1 марта изменились и правила дорожного движения. Там тоже вводится скоростное ограничение до 25 км/ч. Не менее важно, что теперь прописан приоритет пешехода перед СИМ. А если масса СИМ больше 35 кг, то на нем вообще нельзя ездить по пешеходным или велосипедным дорожкам.

Это уже кое-что, но до тех пор, пока на тротуарах соседствуют пешеходы и электротранспорт, аварийности не избежать. Даже легкий самокат на скорости 25 км/ч представляет опасность. И значит, придется менять дорожную сеть. Вводить специальные велодорожки и светофоры, размечать перекрестки. Это значительный объем работы, который потребует времени и средств.

Безопасностью пешеходов озаботились и парламентарии. Так, сенатор Александр Башкин предложил определиться, могут ли вообще СИМ перемещаться по тротуарам. А депутат ГД Виталий Ефимов призвал ввести обязательное обучение, права и госномера для СИМ.

О том, как обезопасить пешеходов от электросамокатов и электровелосипедов рассуждают сегодня эксперты Publico. С их мнение вы можете ознакомиться на нашем сайте.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров