Ксения Старченко, 32 года. Возвращалась после работы к мужу и
двум дочерям. Переходила дорогу в неположенном месте. Стала жертвой
ДТП с участием курьера на электровелосипеде, который скрылся с места
происшествия. Женщина была госпитализирована в НИИ СП им. Н.Склифосовского с
переломами обеих ног и большеберцовой кости. После операции её состояние резко ухудшилось,
и спустя несколько дней она скончалась. Курьера задержали, ему грозит уголовное
наказание.
Можно рассуждать о том, что в итоге стало причиной её смерти и
могут ли переломы лодыжек повлечь летальный исход. Но ясно, что Ксения
Старченко не оказалась бы в реанимации Института скорой помощи, если бы 20 июля
в неё не врезался курьер на электровелосипеде.
Любой, кто сегодня проживает или гостит в крупном городе, подтвердит:
передвигаться по тротуарам стало опасно. Причин тому, как минимум, две.
Первая: увеличение парка прокатных электросамокатов. Возле
станций метро, особенно в центре города, всегда можно увидеть несколько
десятков самокатов от разных служб почасовой аренды. Вряд ли кто-то будет
спорить с тем, что самокат является отличной альтернативой общественному
транспорту и такси. В теплое время года электросамокаты очень удобны и
предоставляют отличную возможность добраться из одной точки города в другую или
просто интересно провести время. Но горожане уже убедились в том, что этот способ
передвижения настолько же опасен, насколько удобен и доступен.
Пользуются электросамокатами люди разных возрастов, но в
большинстве – молодежь и подростки. И здесь кроется первая опасность. Степень ответственности
тех, кто арендует это транспортное средство, различна. Могу подтвердить, что сам
неоднократно был свидетелем опасных ситуаций на тротуарах вдоль Садового кольца
в Москве, где водители самокатов на повышенной скорости пытаются лавировать
между пешеходами. Как правило, это подростки или студенты. Нередко, по двое на
одном самокате. Столкновение с пешеходом при таком стиле вождения и такой
скорости становится весьма вероятным и очень опасным.
Вторая причина, по которой пешеходы не чувствуют себя в
безопасности даже на тротуарах заключается в том, что в городах резко возросло количество
курьеров, использующих электровелосипеды. Крупные компании по доставке продуктов
обеспечивают ими своих сотрудников. Проблема в том, что зарплата курьера
напрямую зависит от количества совершенных им доставок. И значит, чем быстрее
он передвигается по городу, тем больше заработает. Курьерами, как правило, нанимаются
молодые люди из соседних государств, где плотность населения и интенсивность
траффика несопоставимы с московскими или питерскими. Они пренебрегают
элементарными правилами взаимодействия с другими участниками движения и
становятся причиной наездов и столкновений.
За последние 4 года количество ДТП с участием т.н. Средств
Индивидуальной Мобильности (электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры,
моноколеса, сегвеи и электромопеды малой мощности) выросло почти в 15 раз. И самый
частый вид происшествий с СИМ — наезд на пешехода: 95%.
При этом ГИБДД учитывает только происшествия, в которых есть
пострадавшие. В 2019 году таковых было 142, в 2022 —941, а в первой половине
2023 – уже 1043. Если же говорить о жертвах, то только за этот год погибло уже 12.
Значит ли это, что использование малого электротранспорта нужно
ограничить или вовсе запретить? Отнюдь. Повторю, это удобный и экологичный способ
передвижения. Всё говорит о том, что количество СИМ будет расти. Как же
поступить в этом случае? Во-первых, признать неизбежное и постараться минимизировать
негативные последствия. Кое-что для этого уже сделано. Например, с 1 февраля
этого года вступили в силу специальные ГОСТы, которые технически
ограничивают скорость разных типов электросамокатов. А с 1 марта изменились
и правила дорожного движения. Там тоже вводится скоростное ограничение до 25 км/ч.
Не менее важно, что теперь прописан приоритет пешехода перед СИМ. А если масса СИМ
больше 35 кг, то на нем вообще нельзя ездить по пешеходным или
велосипедным дорожкам.
Это уже кое-что, но до тех пор, пока на тротуарах соседствуют
пешеходы и электротранспорт, аварийности не избежать. Даже легкий самокат на
скорости 25 км/ч представляет опасность. И значит, придется менять дорожную
сеть. Вводить специальные велодорожки и светофоры, размечать перекрестки. Это
значительный объем работы, который потребует времени и средств.
Безопасностью пешеходов озаботились
и парламентарии. Так, сенатор Александр Башкин предложил определиться,
могут ли вообще СИМ перемещаться по тротуарам. А депутат ГД Виталий Ефимов
призвал ввести обязательное обучение, права и госномера для СИМ.
О том, как обезопасить пешеходов от электросамокатов и
электровелосипедов рассуждают сегодня эксперты Publico. С их мнение вы можете ознакомиться
на нашем сайте.