Основной риск электронных паспортов - отсутствие или недостаток технологий
Дискуссия об электронных паспортах идёт уже давно, как минимум с 2021 года, когда в публичном пространстве активно обсуждалась потенциальная возможность для Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций инициировать создание подобной системы.
Если обобщить результаты нескольких лет дискуссий по данному
вопросу, я вижу один основной реальный риск внедрения системы электронных
паспортов: это отсутствие или недостаток технологий, способных обеспечить
эффективную защиту данных. Это наиболее важная проблема, особенно сегодня,
учитывая, что, к сожалению, Россия ограничена в покупке техники и
комплектующих из других стран, а также то, что создание подобной системы
очевидно потребует значительного количества денежных ресурсов. Однако на эту
проблему следует смотреть не столько с позиции наличия или дефицита ресурсов и
технической инфраструктуры, сколько с точки зрения социально-политических
рисков. Фактически, вопрос о том, насколько эффективно будет работать такая
система, — это вопрос о доверии граждан к государственным
институтам.
Учитывая успех
Госуслуг, можно предположить, что у представителей власти есть некоторый кредит
доверия со стороны общества в таких вопросах. Кроме того, ещё в 2021 году НАФИ выпустил
исследование, показывающее, что почти половина граждан России не видят рисков
при использовании электронных паспортов. Об обратном заявило чуть больше 30%.
Ожидаемо наибольшее
доверие выражает молодежь, которая уже привыкла к тому, что значительная часть
жизни находится в цифровом пространстве. Это нужно учитывать, поскольку
“благодатная почва” для запуска новых цифровых государственных сервисов в
России есть, во всяком случае, в обозримом будущем.
Представим, что
электронные паспорта действительно будут запущены: кто-то встретит эту новость
с восторгом, считая, что это удобно (наконец не будут рваться страницы
паспорта), кто-то с некоторой тревогой относительно своих данных и возможного
роста контроля со стороны государства. Если в скором времени после запуска
системы электронных паспортов произойдут значимые технические сбои, новые
паспорта будут плохо работать, и/или произойдет крупный “слив” баз данных в
свободный доступ (даже если в “даркнет”), то существующий кредит доверия резко
и сильно уменьшится, причем и в группе восторженных, и в группе встревоженных.
Дальнейшая работа с электронными паспортами будет очевидно затруднена,
поскольку у некоторой части населения не будет большого желания переходить на
новую систему, над которой ещё работать и работать, а подобные инициативы
государственных институтов будут восприниматься с недоверием. Этот эффект будет
сохраняться не всегда, лишь какое-то время, но всё же. Данный гипотетический и
сильно упрощенный сценарий подчеркивает необходимость очень осторожного,
деликатного и ответственного подхода к разработке и внедрению подобных
технологических решений. Даже пример Госуслуг демонстрирует то, что для успеха
нужно не меньше пяти-шести лет, чтобы система успела постепенно раскрыть свой
потенциал, а люди привыкли к действительно удобному, но новому для них
сервису.
Если говорить о том,
действительно ли являются электронные паспорта объективной необходимостью, я
затрудняюсь дать ответ. На данный момент у меня как пользователя и гражданина
такой необходимости нет, я не ощущаю острого дискомфорта от использования
обычного паспорта. Тем более, повторюсь, что существуют Госуслуги, где находятся
мои паспортные данные, и государство, таким образом, “видит” меня в цифровом
пространстве. Вероятно, объективная необходимость возникнет тогда, когда и если
государственные институты примут принципиальное решение о комплексном переходе
к “облачному сервисному государству”, в котором взаимодействие государства и
общества, а также жизнь гражданина (не столько человека, сколько именно
гражданина) становится неразрывно и безальтернативно связана с государственными
цифровыми платформами. Насколько реалистичен такой сценарий, покажет время.