Пока у отрасли аритмия, но состояние стабильное
Любые действия навстречу бизнесу всегда полезны, а тем более, когда третий год нашу индустрию штормит.
Отмена НДС — это была правильная для всех нас мера, пусть касалась только тех, кто был не на «упрощенке». Также как и идея применения этой льготы для компаний с оборотом более 2 млрд руб. Под эту категорию попадают наши коллеги — сетевые игроки, а они пострадали не меньше всех прочих участников рынка и их незаслуженно обошли вниманием ранее.
Снижение отчислений в фонды до 15% абсолютно необходимо, потому что в нашей отрасли оплата труда составляет львиную долю постоянных расходов. Это помимо прочего позволит поддержать занятость в нашей сфере.
В грантах на открытие точек общепита я не так уверен, ведь это ставит одних в более выгодные конкурентные условия, плюс сложно добиться объективности их выделения. Кто их будет получать, а кто нет, как будет решаться вопрос, кем конкретно, по каким критериям?
Что можно сказать, про остальные предложения Собянина, например, по кредитованию под 15% или отсрочкам налоговых выплат. С точки зрения предпринимателя они мало помогут, так как в условиях непредсказуемости будущего отложить проблему уплаты платежей, да еще и с процентами, может быть еще худшей идеей, чем фиксация убытков и уход с рынка.
Сейчас у отрасли аритмия, но состояние стабильное. Мы наблюдаем за потоком гостей, и он пока отличается от предыдущих лет незначительно. Хотя я понимаю, что, вероятно, отток гостей неизбежен. Сейчас это уже ощущается в будни у многих коллег и в некоторых наших ресторанах. Пока рано говорить, но по итогу нескольких месяцев, падение гостевого потока и выручки в процентах может измеряться двузначными числами.
Сейчас все – рестораторы, повара, гости – постепенно адаптируются к новой реальности.
Конечно, важная проблема — это рост цен на продукты и напитки, уже в конце февраля цены выросли в интервале от 20 до 50%. Рестораны не могут не повышать цены на блюда и это тоже не способствуют росту спроса.
Последнее исследование влияния пандемии на мировую ресторанную индустрию показало, что в сложные времена гости особенно ценят стабильность качества и неизменность высоких стандартов сервиса. Уверен, что это применимо и к сегодняшней ситуации у нас. «Делай, что должен и будь, что будет!» — остается лучшей стратегией на все времена.