Потребителям придется согласиться с ростом топливных цен, а компаниям – пожертвовать частью доходов
Запрет на экспорт топлива всегда мог пониматься только, как временная мера. Очевидно, что Россия зарабатывает на экспорте нефтепродуктов, и в этом случае придется снижать переработку нефти, потому что внутренний рынок не потребит столько продукта, сколько вырабатывают НПЗ по оптимальной нефтезагрузке.
Многие компании, исходя из понимания временности данного запрета, рассчитывают, что могут не торопиться воспринимать его как то, что будет создавать правила игры на перспективы. Запрет экспорта топлива – мера, которую опасно применять долгосрочно, все понимают эту опасность, как и то, что длительного запрета не будет. Соответственно, именно поэтому вслед за падением, сейчас цены на топливо возвращаются к росту.
Для их снижения нужны более фундаментальные решения рыночного характера. Идеального выхода из ситуации, который понравится всем, – и потребителям, и производителям, – нет. Кто-то должен будет пожертвовать своими интересами. Потребителям придется согласиться, что цены на бензин будут выше, чем раньше, а компаниям придется пожертвовать частью доходов. Возможно, что определенной частью доходов пожертвует и бюджет, но это последний пункт списка. Расходы бюджета сейчас велики, и вряд ли его доходами государство сможет жертвовать.
Возможно, мы придем к методу регулирования экспортной дифференцированной пошлины, которую будут платить компании, в зависимости от того, как работают с внутренним рынком. Это более рыночная мера, чем жесткий и прямолинейный запрет, ведь оборотная сторона его в том, что никто не воспринимает запрет как действительно долговременный.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.