Рассчитывать на то, что в рознице цена на дизель упадёт на 20%, бессмысленно
Президент Путин встречался с членами правительства, и тема цен на топливо была ключевой. Надо понимать, что в сложившихся условиях цены на дизель не могли не вырасти. Выросла цена на нефть, вырос спрос на дизель в мире. Изменилась налоговая система: государство ввело поправочный коэффициент 0,5 к демпферу, и это не могло не сказаться на том, что компании вынуждены были повышать стоимость топлива.
Но самое главное заключается в том, что мы должны осознать, что нельзя в экономике достигнуть всех целей одновременно. Государство сделало своим приоритетом бюджетные доходы — по понятным причинам: государству нужны деньги, поэтому оно ввело этот коэффициент 0,5 к демпферу и ряд других решений. Собственно, это означает, что, конечно, в этой ситуации экспорт стал увеличиваться, тем более что сама налоговая система это стимулирует.
В 2024 году заканчивается налоговый манёвр, когда экспортная пошлина будет обнулена, то есть все рентные сборы будут перенесены в сегмент добычи. Это правила игры, придуманные самим государством. То есть, ты добыл нефть, заплатил все налоги сразу, а дальше у тебя альтернатива — продаёшь ли ты ее на внутренний рынок, продаёшь ли ты на экспортный рынок. По дизелю, перед введением запрета, экспортная альтернатива давала на 20000 рублей с тонны больше, чем поставки на внутренний рынок. Ну, конечно, решения принимались в пользу экспорта, это очевидно.
Но государство получало необходимые налоги и сборы, и государству это нравилось. Как раз чтобы исправить ситуацию на внутреннем рынке, был придуман механизм демпфера как компенсация нефтяным компаниям. Теперь этот механизм решили уполовинить. Сегодня вице-премьер Новак прямо сказал, что нужно вернуться к этой формуле, и сказал правильно. Его поддержал и Путин, сказав о том, что мы имеем дело с курицей, несущей золотые яйца.
Да, Президент поручил все-таки исправить цены на бензин и сказал, что компании, конечно, зарабатывают, но должна быть и социальная ответственность. Безусловно, должна быть, но в ситуации, когда государство ожидает получить дополнительные нефтегазовые доходы, рассчитывать на то, что нефтяники будут платить в бюджет те деньги, которых от них ждут, и одновременно в убыток себе продавать топливо на внутреннем рынке, — не самая оптимальная картина. Должен быть баланс в решении.
Если, например, сейчас надолго оставить запрет на экспорт, то у нас в стране такого спроса просто нет. До запрета мы экспортировали дизеля больше 1 млн баррелей в сутки — это много, и эти деньги шли в бюджет. Фронтальный запрет не нужен.
Думаю, что в перспективе будут введены более мягкие меры, о чем сегодня Новак также говорил — например, о том, что можно запретить экспорт тем, кто покупает нефтепродукты на бирже. Это более мягкая и более разумная форма государственного регулирования.
Рассчитывать на то, что в рознице цена на дизель упадёт на 20%, бессмысленно, этого не будет. Не будет экономики. Государство сделало свой выбор, выбор понятный — в пользу роста текущих доходов. Если вы хотите получить от отрасли нормальные налоговые сборы, она должна экспортировать, и все равно должна быть какая-то рентабельность на внутреннем рынке, это сознательный выбор.