Программу «Время» в 9 вечера никто заменить не может
Есть разные источники
исследования интереса к СМИ, причем часто они приходят к противоречивым
выводам. Мне, например, в конце года попалось исследование с парадоксальным
выводом, что, вопреки всем прогнозам о том, что российское телевидение мертво
или отживает свой век (в мировых трендах телевидение уступает новым медиа), в
России, наоборот, телевидение показало даже некоторый рост в тех особых
условиях, в том особом историческом периоде, который мы сейчас все переживаем.
В качестве конкуренции как источника доставки информации выступает интернет и, в первую очередь, социальные сети.
Но социальные сети очень
сильно себя дискредитировали, а ряд крупных соцсетей отключены в России.
Понятно, что всякие есть способы вроде использования VPN, но эти сети так или
иначе ориентированы на таргетинг и географическое снятие метаданных.
Осталась одна
социальная сеть, которую раньше гоняли, а она неожиданно стала мейнстримом и
главной. Я имею в виду эти новомодные telegram-каналы, анонимные и не очень.
Кстати, многие telegram-каналы ушли от анонимности: практически все
мэйнстримные каналы так или иначе аффилированы с непосредственным автором,
либо все прекрасно знают, на кого они ориентированы, кто от кого и что пишет.
Это стало персонифицировано, довольно элективно, мощно и имеет отражение в
информационных потоках. Но говорить о том, что Telegram выдавил телевидение, не
приходится.
Анонсированная смерть
телевидения или уход его в прошлое — с этим выводом очень сильно поторопились.
Возможно, это так с точки зрения развития технологий. Я имею в виду, что
несколько лет назад мы много об этом говорили в футуристическом режиме: и
интерактивное телевидение, когда само телевидение переходит на «цифру», платформы,
где собираются YouTube и прочие, «умное» телевидение, и так далее.
Но как показывает
практика, в сложных условиях постоянных информационных атак и жесткой информационной
войны, навязанной нам извне, и весьма агрессивных поставленных на вооружение
новых медиа со стороны тотального противника в этой информационной войне, — в
силу всего этого старое доброе эфирное телевидение массово востребовано.
Кстати, так же, как и
старое доброе эфирное радио, которое уже вообще давно похоронили. Вроде бы
оставили некоторый развлекательный сегмент, типа музыкальных станций, которые
слушают в машине, но ничего подобного! Эфирное радио с политическими вещанием и
новостями категорически востребовано и очень часто растет в своем сегменте. По
крайней мере, сегодня говорить о том, что радио неэффективно, не приходится.
Те, кто формулирует
подобные сентенции о смерти телевидения, обращаются к весьма надоевшему
контенту, который часто забирает эфирное время: я имею в виду политические
ток-шоу. Но речь идет не об эфирном
телевидении в целом, а о некой отдельно взятой контентной составляющей.
Наверное, здесь могут быть вопросы, это очень трудно считаемая вещь с точки
зрения рейтингов, популярности или глубины просмотра.
Что касается в целом
эфирного телевидения, оно занимает весьма прочные позиции в общем
информационном сегменте, особенно, кстати, в информационно-развлекательном.
Телевидение остается одним из главных источников новостей. Кстати говоря, интернет
и новые медиа сильно уступают свои позиции в силу того, что по многим моментам эти
источники дискредитировали сами себя в контексте масштабной информационной
войны.
При этом надо понимать,
что каждый потребитель, каждый человек, каждый гражданин так или иначе
воспринимает эту информационную войну против себя лично. Это не информационная
война с государственными СМИ или государственными
новостями, нет. Каждый воспринимает ее именно таким образом, что она направлена
против него лично в той или иной степени. В этой паре «интерфейс-человек»
человек всегда один, сам с собой — неважно, что у него перед глазами:
телевизор, монитор компьютера, телефон или динамик радио.
И на данный момент условную программу «Время» в 9 вечера никто заменить не может.