ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
ТВ уходит в прошлое?
ТВ уходит в прошлое?
Иосиф Дискин
Иосиф Дискин
12 янв. 2023

Телевидение просто уже не модно для молодежи

То, что я говорю, является гипотезой, которую надо проверять в рамках эмпирических исследований. Мои суждения основаны на локальных социологических исследованиях и на экспертных заключениях, которые нужно собирать в определенную теорию. Но эти суждения сводятся к следующим обстоятельствам: телевидение теряет свои рейтинги в результате действия трех значимых факторов.

1. Те месседжи, которые транслирует телевидение (в значительной степени, все-таки телевидение – это аудитория в десятки миллионов, это только тренд), не находятся в резонансе с некоторыми ожиданиями части аудитории, которая уходит. Насколько я вижу по результатам локальных исследований, нужен более эмоциональный, но не заполошный разговор. Значительная часть телевизионных программ культуры, типа «Голоса» и прочих, продолжают пользоваться достаточно широкой поддержкой аудитории. Но часть программ не улавливают изменения структуры телевизионной аудитории и продолжают обращаться к той аудитории, которой на телевидении уже нет. Происходит структурная диспропорция.

2. Телевидение теряет свой статус в силу того, что изменились базовые запросы аудитории. Зритель не готов быть только потребителем информации, он хочет еще и «вставлять свои 5 копеек» в идущие дискуссии. В силу этого аудитория, которая хочет высказать собственные суждения, уходит в социальные сети, где разговор по определению двусторонний — Telegram и прочие.

Сегодня социальная активность сильно поднялась: почти 2/3 граждан заявляют о своем участии в благотворительности, а четверть – о своем участии в проектах волонтерства и добровольчества. Телевидение продолжает об этом рассказывать только как об информационном поводе, в то время как совершенно исчезает нравственное измерение этой социальной активности. И это просто пример ценностного расхождения того дискурса, который транслирует телевидение, и того, что происходит в обществе. Разрыв достаточно фундаментален: люди не чувствуют нравственного контакта с тем, что транслируют по телевидению. Для них в условиях больших эмоционально-нравственных изменений в обществе это просто становится буквально оскорблением.

3. Телевидение просто уже не модно для молодежных генераций. Ряд исследований показывают, что смотреть телевизор — это «совсем отстойный» способ получения информации. Уже даже не важно, какое качество информации и так далее, — это просто не модно. В силу этого меняется возрастная структура, уходят люди, для которых телевидение — привычный способ коммуникации. В этом смысле коронавирус внес очень сильный вклад в то, что много людей старшего поколения, к сожалению, покинуло нас; стали более весомы молодые генерации, для которых действие этих трех факторов оказалось значимым. Это обеспечило тренд на сокращение рейтингов телевидения.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров