Телевидение просто уже не модно для молодежи
То, что я говорю,
является гипотезой, которую надо проверять в рамках эмпирических исследований. Мои
суждения основаны на локальных социологических исследованиях и на экспертных
заключениях, которые нужно собирать в определенную теорию. Но эти суждения
сводятся к следующим обстоятельствам: телевидение теряет свои рейтинги в
результате действия трех значимых факторов.
1. Те месседжи, которые транслирует телевидение
(в значительной степени, все-таки телевидение – это аудитория в десятки
миллионов, это только тренд), не
находятся в резонансе с некоторыми ожиданиями части аудитории, которая
уходит. Насколько я вижу по результатам локальных исследований, нужен более
эмоциональный, но не заполошный разговор. Значительная часть телевизионных
программ культуры, типа «Голоса» и прочих, продолжают пользоваться достаточно
широкой поддержкой аудитории. Но часть программ не улавливают изменения
структуры телевизионной аудитории и продолжают обращаться к той аудитории,
которой на телевидении уже нет. Происходит структурная диспропорция.
2. Телевидение теряет свой статус в силу того, что изменились базовые
запросы аудитории. Зритель не готов быть только потребителем информации, он
хочет еще и «вставлять свои 5 копеек» в идущие дискуссии. В силу этого
аудитория, которая хочет высказать собственные суждения, уходит в социальные
сети, где разговор по определению двусторонний — Telegram и прочие.
Сегодня социальная
активность сильно поднялась: почти 2/3 граждан заявляют о своем участии в
благотворительности, а четверть – о своем участии в проектах волонтерства и
добровольчества. Телевидение продолжает об этом рассказывать только как об
информационном поводе, в то время как совершенно исчезает нравственное
измерение этой социальной активности. И это просто пример ценностного
расхождения того дискурса, который транслирует телевидение, и того, что
происходит в обществе. Разрыв достаточно фундаментален: люди не чувствуют
нравственного контакта с тем, что транслируют по телевидению. Для них в условиях
больших эмоционально-нравственных изменений в обществе это просто становится буквально
оскорблением.
3. Телевидение просто уже не модно для молодежных генераций. Ряд
исследований показывают, что смотреть телевизор — это «совсем отстойный» способ
получения информации. Уже даже не важно, какое качество информации и так далее,
— это просто не модно. В силу этого меняется возрастная структура, уходят люди,
для которых телевидение — привычный способ коммуникации. В этом смысле
коронавирус внес очень сильный вклад в то, что много людей старшего поколения,
к сожалению, покинуло нас; стали более весомы молодые генерации, для которых
действие этих трех факторов оказалось значимым. Это обеспечило тренд на
сокращение рейтингов телевидения.