Продажи телевизоров по итогам 2022 года снизятся до
десятилетнего минимума, прогнозируют аналитики компании TrendForce. По их
подсчетам, в сравнении с уровнем прошлого года объем отгрузки ТВ-приемников упадет
на 3,9%. В первую очередь, виноваты общеэкономические явления – инфляция,
энергокризис и т.д. Но, среди прочего, здесь находит свое отражение глобальное
снижение интереса к ТВ.
Россия не исключение. По данным уполномоченной
Роскомнадзором компании - измерителя телеаудитории в России Mediascope, общий
рейтинг десяти крупнейших телеканалов с допандемийного 2019 года снизился к
2022 году на 0,7 п. п. — до 8,6%, доля упала на 0,3 п. п. — до 62,6%. (Рейтинг
— среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах
от населения в рамках выбранной целевой аудитории. Доля аудитории — среднее
количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от всей
телеаудитории.)
Интересно рассмотреть возрастной срез аудитории. Если
в группе 65+ количество проведенных перед «ящиком» часов выросло с 6ч 40 мин в
2021 году до 7 часов в 2022-м, то во всех остальных группах от 4 до 64 лет оно
упало. При этом именно за счет самой старшей и самой многочисленной категории
телезрителей общее время просмотров выросло в прошлом году на одну минуту – с
3ч 46мин до 3ч 47мин. И тем не менее, ТВ смотрят всё реже. Ведь еще в 2017 году
средний россиянин проводил перед экраном около 6 часов в сутки.
Но рейтинги, как говорят иногда представители непопулярных
телеканалов, понятие ненаучное. Однако охват аудитории, измеряемый гораздо
более надежными техническими средствами, демонстрирует то же плавное снижение
зрительского интереса. С февраля по июнь 2022 года охват «Первого
канала» упал с 33,7 до 25,5%, «России 1» — с 30,9 до 23%, НТВ — с 21,1 до
16,6%. Косвенным признаком может считаться падение сегмента ТВ-рекламы, по
разным оценкам, от 10 до 13,6%. Хотя тут главным фактором стал уход крупнейших
западных рекламодателей.
По данным Mediascope, чем старше человек, тем больше
он сидит перед телевизором. Главная аудитория телеканалов — люди старше 54 лет:
среди тех, кто смотрит телевизор, таких 52,5%. Жители нашей страны в группе
35—54 лет составляют 29,5% телезрителей, 18—34 лет — 11,5%, 4—17 лет — 6,4%.
Есть и региональная специфика. Меньше всего аудитория у телевидения в обеих
столицах и почему-то в Томске. В Москве телевизор смотрят 59% жителей, в Томске
и Санкт-Петербурге - 55 и 57%. Самая высокая доля телезрителей — в Омске: 68%
населения. Среднее время просмотра около 5,5 часа в сутки. На втором месте —
Челябинск: 67% жителей (5,3 часа). На третьем месте — Кемерово: 66% населения (5,2
часа).
Самые популярные — каналы первой тройки: Первый,
«Россия-1» и НТВ. Например, Первый канал и «Россию-1» хотя бы раз в сутки
включает каждый четвертый россиянин. Однако если в 2017 году Первый канал
смотрели 35% телезрителей, то в 2022-м - 24,9%. Аналогичная ситуация с
«Россией-1» и НТВ. Сегодня лидер — это «Россия-1» с суточным охватом 26,9%
населения. На третьем месте — НТВ: 19,9%.
Конечно, было бы преждевременно говорить о
телевизионной катастрофе. Аудитория телеканалов по-прежнему огромна, значительная
часть населения просто не представляет себе жизнь без телевизора и доверяет ТВ
как источнику информации. Но тренд снижения интереса к «ящику» довольно
отчетливый. ТВ рискует пойти по пути бумажной прессы. Еще совсем недавно
утренняя очередь у газетного киоска была обычным делом. Сегодня бумажная газета
анахронизм. Молодежь от 18 до 24 лет регулярно читает газеты или журналы только
в 1% случаев.
ТВ проигрывает интернету – соцсетям, стремительно
вырвавшемуся за последний год Телеграму. Человека, быстро привыкшего к
возможности самому определять, что и когда ему смотреть, читать и слушать,
раздражают неизбежные на ТВ навязывание тематики просмотра, жесткий распорядок передач,
отсутствие интерактива и потоки рекламы, которые нельзя пропустить нажатием
кнопки. Социолог Иосиф Дискин в интервью PublicO говорит:
«Телевидение теряет свой статус в силу того, что изменились базовые запросы
аудитории. Аудитория не готова быть только потребителем информации, она хочет
еще и "вставлять свои 5 копеек" в идущие дискуссии. В силу этого аудитория,
которая хочет высказать какие-то собственные суждения, уходит в социальные
сети, где разговор по определению двусторонний — telegram-каналы и прочие, где
диалог».
Летом прошлого года ВЦИОМ провел опрос, показавший,
что 53% россиян в равной степени активно пользуются и телевидением, и
интернетом. Именно эта смешанная модель медиапотребления сегодня удерживает ТВ
на плаву. ВЦИОМ, на радость телевизионщикам, не прогнозирует в ближайшее время
безоговорочную победу интернета. Скорее всего, смешанная модель останется еще
на долгие годы. Журналист Алексей Мартынов сказал нам: «Анонсированная
смерть телевидения или уход его в прошлое — с этим очень сильно поторопились».
Но, согласно опросу ВЦИОМ, сейчас только 16% населения
пользуются ТВ как единственным источником информации и развлечений. Активные
телезрители: люди 60+ — 43%, неработающие пенсионеры — 43%, а также сельские жители — 25%. Среди интернет-пользователей доминирует молодежь: от 18 до 24 лет — 66%, от 25 до 34
лет — 52%.
Вообще-то ученые не советуют пожилым много сидеть у
телевизора. Исследователи из Университетского колледжа Лондона проанализировали
данные 3662 телезрителей старше 50 лет. Снижение памяти у тех, кто смотрел
телевизор 3,5 часа в день и более, составило 8-10%, тогда как для тех, кто
уделял телевизору меньше времени, этот показатель находился в пределах 4-5%. На
это наш телезритель «в возрасте», конечно, ответит так: во-первых, знаем мы этих
«британских ученых», а, во-вторых, о чем вы говорите, когда в мире такое
происходит?
Но в нашей стране подрастает поколение детей 12-14
лет, для которых телевидение – это что-то строго для дедушек и бабушек. Они для
нынешнего ТВ потеряны. Иосиф Дискин сказал нам: «Телевидение просто уже
не модно для молодежных генераций. Ряд исследований показывают, что смотреть
телевизор — это способ получения информации, который уже совсем "отстой". Уже
даже не важно, какое качество информации и так далее, — это просто уже немодный
канал. В силу этого меняется возрастная структура, уходят люди, для которых
телевидение — привычный способ коммуникации».