Спорить с шедеврами необходимо
Юлиан Семенов, которого современники считали «детективщиком» и «автором презренного жанра» неожиданно для многих обрел бессмертие. Он создал один из образов-архетипов русской национальной культуры. Образ героя в тылу врага. Образ, который явно отличает русскую культуру от любой другой – чтобы понять чем, достаточно сравнить Исаева-Штирлица с Лоуренсом Аравийским, например.
«Агентурная разведка» с полным перевоплощением по Станиславскому – это наш специалитет. Наша гордость. Наш путь взаимодействия с врагом. В каком-то смысле даже наш путь в будущее.
Коль скоро все это так, странно было бы, чтобы на роль Штирлица не находилось новых актеров и режиссеров в каждом поколении. Никого же не удивляет, что театры снова и снова по новому ставят «Горе от ума» и новые актеры произносят «А судьи кто?!» Никого не удвиляет, что кто-то пытается играть Остапа Бендера после Юрского и после Миронова? Вот и со Штирлицем та же история. Он в ряду бессмертных.
Конечно, никто не может гарантировать, что следующее воплощение Штирлица будет лучше, чем предыдущее. Или хотя бы поднимется до запредельно высокого уровня, однажды достигнутого Лиозновой, Тихоновым, Броневым, Табаковым, Визбором и Кобзоном. Соревноваться с шедевром всегда трудно.
Но если речь идет о вечной классике – еще раз, Семенов «просочился» в круг вечных русских классиков – спорить с шедеврами необходимо.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.