В 2023 г. автомобильный рынок России восстанавливается и увеличится в 1,5 раза
Бренд — это торговая марка, известная и пользующаяся доверием у широкого круга потребителей, благодаря чему она либо имеет существенно больший объём реализации, либо существенную ценовую премию по сравнению с обычной торговой маркой, не являющейся брендом. И в этом смысле новые бренды быстро не появляются и ничего не замещают, потому что им сначала надо стать известным.
Из России, прежде всего, ушли западные автопроизводители. Они перестали работать в стране, убрали свои автомобили из салонов. Это привело в 2022 г. к снижению объёмов продаж в 2-2,5 раза, то есть в моменте практически никакого замещения не было. В 2023 г. автомобильный рынок восстанавливается, ожидается, что он вырастет примерно в 1,5 раза. Если в 2022 году было 670 тыс. новых автомобилей, в 2021 году было 1 млн 600 тыс., в 2023 году будет 1 млн.
Произойдет это за счёт китайских марок, но это те марки, которые уже давно работали в России. До 2022 г. они занимали в общей сложности где-то около 10% российского рынка, а теперь займут половину рынка.
Второй бенефициар этой истории — АвтоВАЗ, который до 2022 года занимал порядка 20% рынка, а в этом году займёт порядка 30%, может быть, даже чуть больше. АвтоВАЗ — также не новая марка, он уже больше 50 лет на рынке в России.
Громкий уход прошлого года — IKEA. Вместо IKEA не появилось ничего, её объёмы перераспределились по разным другим игрокам, прежде всего, по таким крупным как Hoff, а также по маркетплейсам, выкупившим остатки со складов и продолжавшими ими торговать вплоть до лета этого года, пока товар не закончился. Те предприятия, которые работали с IKEA, тоже переориентировались на другие каналы. Крупные сети, возможно, станут создавать свои собственные точки и расширять их, если уже они были.
Бытовая техника. В этом секторе особенного замещения не происходит. Поставки идут, откуда они возможны легальным путём. Происходит замещение одних юго-восточных марок на те марки, которые в Россию поставляются в меньшей степени. Происходит замещение по каналам так называемого параллельного импорта, когда продукция ввозится практически частным образом, без разрешения правообладателей, и реализуется через те же самые маркетплейсы или даже через крупные сети индивидуальными предпринимателями.
Если же говорить об одежде, то в наибольшей степени мы видим замещение рынка российскими марками, такими как “Глория джинс”, которая существенно расширяет своё присутствие. Но и это не новый бренд, свой бренд компания выращивала около 30 лет, являясь уже крупной и известной маркой и до начала пандемии. Воспользовавшись возможностями, которые возникли в связи с уходом западных игроков, они заняли больше торговых площадей, наращивают объёмы и производят замещение на рынке своей продукцией.
Но есть и марки, которые продолжают работать в России. Есть попытки захода на рынок турецких марок. Есть параллельный импорт, есть маркет-плейсы — всё это работает.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.