Закрытие сезона в Крыму станет катастрофой для туристической отрасли
Закрытие сезона в Крыму станет катастрофой для туристической отрасли
Если говорить о ситуации с туристической заполняемостью в Крыму, то она очень хорошая. Если говорить о ситуации сан-эпидемиологической, то, видимо, она очень плохая, раз глава региона заявил о возможном закрытии сезона. Пару недель назад мы ужасались решению Краснодарского края относительно заселений в гостиницы только вакцинированных граждан или граждан, сделавших ПЦР-тест. Казалось, что это жестко. Сейчас по сравнению с тем, что готов предпринять Сергей Аксенов, это кажется даже мягким решением. Почему на одну и ту же угрозу для региона разные губернаторы реагируют по-разному, вопрос открыт.
Вакцинация началась в прошлом году, зимой она уже стала массовой, и непонятно, почему курортный регион, понимая, что количество людей, которые приедут летом и кратно увеличат население, а соответственно и угрозу заражения, ничего не предпринял заранее. Здесь уже можно провести сравнение не с Краснодарским краем, а с Турцией, которая сообщала, что к концу мая обслуживающий персонал гостиниц и всех сфер индустрии, связанной с туризмом, стопроцентно будет вакцинирован.
Уже в прошлом году после открытия границ в Турции принимались необходимые меры: было ограничено количество заселений, все было регламентировано, чтобы не допустить столпотворений ни на пляжах, ни в ресторанах. В гостинице, где, к примеру отдыхал я, не нужно было прикасаться даже к дверным ручкам, поскольку везде стояли датчики движения. Контакты между людьми были сведены до минимума, шведский стол за стеклом и т.д. Подобная практика, если не стопроцентно, то существенно снижает риск заражения. Почему при подготовке летнего сезона в России и, в частности, в Крыму не было сделано подобного, понять тоже трудно.
Если Крым закроется для туристов, это будет катастрофой. В большинстве своем люди уже оплатили поездки на август и сентябрь. Вернутся ли эти деньги, мы не знаем. Туроператоры вряд ли смогут возвратить средства, т.к. они заплатили гостиницам (а гостиницы в Крыму работают по предоплате), заплатили авиакомпаниям, которые не могут рассчитаться еще даже за 2020 год. Это будет удар по индустрии и по нашим не самым богатым гражданам, которые в очередной раз лишатся не только отдыха, но и денег.
Российская туриндустрия в целом находится в кошмарном положении. От того, что какая-то часть людей, которая не может поехать заграницу, поехала в Крым или Краснодарский край, стало чуть-чуть легче, но это совершенно не спасает ситуацию. Сотни тысяч людей не смогли поехать в те страны, которые и сейчас закрыты. Компенсировать эти поездки до сих пор не представляется возможным, а по большинству из открытых стран недостаточно авиарейсов, чтобы удовлетворить все желания.
Я уже не говорю о том, в каком бедственном положении находится т.н. «приемный» туризм – самая главная отрасль для государства, та отрасль, которая приносит деньги в казну, а не наоборот. Про нее практически никто не вспоминает, но не приезжают иностранные туристы, и уже два года профильные компании лишены работы фактически на сто процентов. Они чудом выживают и неизвестно, сколько еще смогут продержаться.
Чуть лучше дела у тех, кто специализировался только по внутреннему туризму, у них нет обязательств перед туристами по зарубежным поездкам, они в выигрышном положении, но все остальные в очень тяжелом.
Какую-то часть обязательств удалось выполнить по тем людям, которым не удалось в прошлом году поехать в открытые страны – Грецию, Хорватию, Турцию. Часть напряжения была снята. Греция открыта, но, скажем, авиакомпания «Ямал» не получила допуск на полеты туда, и, соответственно, туроператор, который в прошлом году получил с туристов деньги и заплатил «Ямалу», чтобы отправить туристов в Грецию, в этом году не может туристам компенсировать такую поездку. Никакая другая компания за «Ямал» бесплатно не полетит. Поэтому даже открытая страна и наличие определенного количества рейсов туда – не гарантия того, что это спасет ситуацию.
Российская внутренняя туриндустрия зависит от индивидуального подхода к своему бизнесу. Есть те, кто просто воспользовался процессом и отсутствием конкуренции, и поднял цены, те, кто зарабатывает здесь и сейчас. Есть компании, которые понимают, что этот успех стопроцентной заполняемости летом 2021 года временный. И такие компании пользуются ситуацией для того, чтобы развиться, инвестировать в будущее, закрепить успех. Все зависит от психологии, есть и большие молодцы, энтузиасты, которые предоставляют качественные услуги, но есть те, кто просто снимает сливки, не задумываясь о будущем развитии.