
- Все берлоги жилые, с медвежатами, с медведями, - радовался на вчерашнем совещании по вопросам Арктики министр экологии Александр Козлов, рассказывая о результатах обследования заповедника «Медвежьи острова» в Якутии. Инспекторы нашли там 18 родовых берлог белого медведя – это в три раза больше, чем в прошлом году. Это хорошая новость для Арктики, хорошая новость для всей России. Ведь развитие этого региона имеет для страны настолько важное, стратегическое значение, что внимание государства к нему не ослабевает даже в моменты геополитического напряжения.
На долю России приходится 58 % Арктического побережья. «Арктика производит 15% ВВП, является источником четверти российского экспорта», - сказал PublicO исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, профессор СПбПУ имени Петра Великого Алексей Фадеев.
Президент Владимир Путин озвучил на совещании следующие основные тезисы:
- Реализация проектов в Арктике должна продолжаться, несмотря на санкции. Особое внимание должно уделяться развитию Северного морского пути, превращению его в круглогодичный транспортный коридор через создание современной инфраструктуры и обеспечение ледокольного сопровождения. СМП соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути составляет 5,6 тыс. км от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения.
- Российская Арктика должна быть полностью обеспечена товарами. Северный завоз обеспечивает жителей 25 северных субъектов Российской Федерации продуктами, товарами первой необходимости, лекарствами, строительными материалами. Ежегодный объём перевозок по Северному морскому пути только в рамках северного завоза составляет более трёх миллионов тонн.
- Активная стройка железнодорожных объектов Северного широтного хода должна начаться уже в 2022 году.
«Россия рассматривает Арктику не как поле для геополитических интриг, а как территорию диалога, стабильности и сотрудничества», - сказал Путин. Алексей Фадеев так комментирует эти тезисы: «Развитие Северного морского пути (СМП) и Северного широтного хода (СШХ) решает задачи связанности российской территории, так как эта программа предусматривает создание системы железнодорожных подходов к арктическим портам. Решение проблемы связанности территории крайне важно для развития всей нашей самой большой в мире страны, в которой проживают только 2% населения планеты. В перспективе СМП и СШХ позволят России превратиться в важнейший глобальный транзитный путь из Европы в Азию, что значительно увеличит бюджетные доходы».
У нас в России две трети территории – зона вечной мерзлоты. То есть Арктика в широком смысле занимает большую часть площади страны. Для ее ускоренного освоения и модернизации, превращения в комфортную сферу для жизни человека нужны нестандартные решения.
Об этом в интервью для PublicO размышляет Александр Воротников, заместитель генерального директора Проектного офиса развития Арктики (ПОРА), координатор экспертного совета ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС
- Северный завоз, развитие Северного морского пути – это все, безусловно, крайне важно. Но главная проблема Арктики, на мой взгляд, это развитие собственных технологий. Президент Путин еще в 2014 году говорил о нашем технологическом отставании от Запада. В результате появилась Национальная технологическая инициатива, но проблема далека от решения.
Сегодня, в условиях беспрецедентных санкций, наша зависимость от продуктов чужого труда становится критической. Очевидно, что Арктика не может развиваться на старых советских технологиях. Нужны новые отечественные технологии, особенно в добыче и переработке углеводородного сырья, других полезных ископаемых, в транспортной сфере, в медицине, в образовании.
Как обеспечить современное медицинское обслуживания маленького удаленного поселка? Как предоставить современные образовательные возможности детям, живущим на Крайнем Севере? Как решить проблему накопленного экологического ущерба, когда в Арктике только старых железных бочек миллионы тонн? Что делать с коммунальными отходами? Как организовать переработку сельхозсырья? И в Арктике везде так. Вопросов больше, чем, ответов.
А ответы могут дать только отечественные технологии, созданные на стыке науки и реального производства. Именно этим сейчас и занимаются новые научные центры – НОЦ САФУ, НОЦ Север, Западносибирский НОЦ, НОЦ Сибирского федерального университета. НОЦ создаются в соответствии с указом Президента РФ, и реализуются в рамках национального проекта «Наука и университеты». НОЦ — это объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.
И именно НОЦ в настоящее время разрабатывают инновационные продукты для Арктической зоны России. Нынешние западные санкции болезненны потому, что мы сами слишком плотно в свое время «завязались» с Европой. При этом весь Запад, как теперь говорится «недружественные страны» – это только около 50% глобальной экономики. Азия, Латинская Америка по-прежнему готовы работать с нами, в том числе в сфере новых технологий.
Хороший пример – арктическая энергетика.
На совещании у президента много говорили о северном завозе. Значительную его часть составляет дизельное топливо для ТЭЦ. Стоимость этого завоза в конечном тарифе за энергопотребление для жителей Крайнего Севера составляет 60%, не говоря уже о негативном влиянии таких ТЭЦ на природу. Альтернатива – создание мощностей солнечной и ветровой энергетики, комбинированных генераций. И если солнечные панели мы более-менее научились сами делать, то в сфере ветроэнергетики необходимо будет реализовать проекты с учетом ухода зарубежных компаний, и разработать собственные технологии.
До сих пор мы работали с западными технологиями, но сегодня в наши проекты готовы прийти китайские и индийские компании. Участие в российских проектах им очень выгодно, но эти компании также крайне чувствительны к экологическим требованиям по Парижскому соглашению. Для нас это также важно с учетом хрупкости северной природы. К тому же никакие санкции не снимают с нас обязанности выйти на углеродный ноль к 2060 году. А с другой стороны, необходимо серьезно изучать вопрос арктического поглощения парниковых газов, СО2 на северных климатических полигонах, которые можно создавать на ООПТ, при участии НОЦ, работающих в Арктике.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO