ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Ближневосточный фронт украинской спецоперации?
Автор: Борис Межуев, главный редактор PublicO.

Ближневосточный фронт украинской спецоперации?

28 января в иранском городе Исфахан раздалась серия мощных взрывов. Как потом стало известно, атаке подверглись промышленные объекты по производству вооружений: в частности, завод по производству беспилотников Shared—19 и Mohajer—6, которые Иран поставляет России. Согласно официальной позиции иранского руководства, удар не нанес серьезных разрушений объектам, и обошлось без жертв. За удар беспилотников никто не взял ответственность, хотя американская газета The Wall Streer Journal немедленно назвала виновником Израиль. Однако израильское руководство свою ответственность не признало, хотя и не дезавуировало сообщение прессы.

           По существу, «израильский» фактор в этой истории не вызывает больших сомнений, прежде всего, потому, что удар по Исфахану стал ответом на серию терактов в Иерусалиме. Обычно израильтяне такого без ответа не оставляют, и кто бы ни совершил теракт, виновным они признают Тегеран.

           Российский МИД устами Марии Захаровой выступил с осуждением терактов, а пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил журналистам, что российские спецслужбы анализируют полученную информацию для составления полной картины произошедшего и определения страны-исполнителя. Несмотря на более, чем вероятную причастность Израиля, другие страны остерегаются давать какие-то политические оценки происходящему. Бросается в глаза особая активность именно российских экспертов и блоггеров, уже утром 28 января объявивших со ссылкой на Al Arabia, что Израиль начал «специальную военную операцию» в Иране.

           Появилось очень много комментариев в стиле, а  вот оно «начало Третьей мировой», в том смысле, что война с мировым гегемоном будет теперь вестись не только в Европе, но и в Азии. Получается: если прокси-союзником Америки является Украина, то нашим вполне может стать Иран. Понятно, что до США Иран не дотянется, но он вполне может нанести серию ударов по Израилю, а если тот ответит применением ядерного оружия, то это в определенной мере «развяжет руки» России.

           Повторяю, это всё говорится неофициальными блогерами и даже не говорится, а, скорее, подразумевается. К концу 29 января стало ясно, что Аль Арабия и блогеры чуть поспешили с прогнозами.

           С другой стороны, очевидно, что никакая «специальная военная операция» Израиля не началась, речь идет всего лишь об одном или нескольких ударах. Не первых и не последних. Американская пресса практически не комментирует ближневосточные события, и даже официальный визит госсекретаря США Тони Блинкена проходит при загадочном молчании наиболее влиятельных «говорящих голов». Это значит, что пропаганде не дана нужная отмашка, и Америка не собирается начинать вторую войну, не разобравшись с украинским конфликтом, да и отношения Байдена с Нетаньяху отнюдь не таковы, чтобы говорить о возможности «боевого братства».

           Израиль, конечно, хотел бы именно сейчас начать атаку на Иран, который вызывает крайнее недовольство американцев своим военным альянсом с Россией. И премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху прекрасно понимает, что Россия, тысячами нитей связанная с Израилем, скорее всего, займет нейтральную позицию в этом конфликте и не будет превращать Иран в своего прокси-союзника в регионе. Однако американцы, скорее всего, не позволят Израилю начать ближневосточную войну, и конфликт, весьма вероятно, завершится ровно так же, как и все остальные огневые вспышки, коих было немало в течение этого года: конфликт вокруг Косово, Тайвань, Нагорный Карабах, столкновения в Средней Азии. Погорит и потухнет.

           Мы видим, что ни один другой конфликт, кроме украинского, не разгорается в полную силу, несмотря на то, что многие игроки понимают, что в условиях столкновения с Россией США боятся вовлечения в другую опасную историю. Это означает, что большой войны на Ближнем Востоке в 2023 году, скорее всего, не будет, и украинский фронт «Второй Холодной» войны будет всё же единственным. Отметим, что как раз в данном случае это и неплохо: Россия будет сохранять добрые отношения и с Ираном, и с Израилем, и ей не придется выбирать.

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров