ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Возвращение российских заключенных в Москву
Фото: kremlin.ru
Автор: PublicO

«Большой обмен» будет иметь последствия

Состоявшийся на прошлой неделе обмен заключенными между Россией и Западом продолжает будоражить фантазию наблюдателей. Теперь фокус внимания сместился в сторону разговоров о его возможном продолжении. Во-первых, некоторые вполне официальные представители сторон начали называть имена кандидатов на новый обмен.

Так, омбудсмен РФ Татьяна Москалькова написала:

«Всем сердцем рада возвращению российских граждан на Родину в результате недавнего обмена. К сожалению, в странах коллективного запада до сих пор остаются многие наши соотечественники, осужденные по различным обвинениям. Среди них – Александр Винник, за освобождение которого бьемся уже много лет».

За океаном координатор Белого дома по стратегическим коммуникациям Джон Кирби сказал, что американская администрация будет добиваться возвращения своих граждан, которые находятся в РФ, включая осужденного и обвиненного в РФ в контрабанде и хранении наркотических средств в особо крупном размере экс-сотрудника американского посольства Марка Фогеля.

Называют и других персонажей.

Во-вторых, некоторые оптимисты считают, что во время сложных и многоступенчатых переговоров по обмену был создан рабочий механизм взаимодействия сторон, который может привести к началу действенных контактов по украинскому кризису. В том числе за спиной киевского режима. The Washington Post в этой связи пишет: В Киеве уже «давно опасаются», что Соединенные Штаты могут начать с Россией «секретные переговоры» об урегулировании на Украине.

Известный обозреватель Марк Галеотти в статье для The Sunday Times «Обмен пленными не означает ослабления холодной войны 2.0. Она может стать еще хуже» пишет:

«Это может оказаться лишь единичным случаем. Но, возможно, приблизит нас к новому диалогу по Украине или просто устранит некоторые препятствия на пути к возобновлению взаимодействия».

Но в целом он пессимистичен:

«Когда мы говорим о холодной войне, мы, как правило, вспоминаем 1970-е и начало 1980-х годов. К тому времени холодная война стала чем-то устоявшимся, даже ритуальным: дипломатических каналов было много, обе стороны знали правила игры и были заинтересованы в их соблюдении. Сегодня мы ближе к 1950-м и началу 1960-х годов: диким и опасным годам, когда все еще было не ясно, остынет или разгорится борьба между сверхдержавами».

Пессимизм этот подкрепляется и официальными заявлениями сторон. Состоявшийся обмен заключенными между РФ и Западом не является признаком того, что Москва может пойти на какие-либо компромиссы по Украине, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан утверждает, что успешный обмен заключенными между РФ и Западом нельзя считать предвестником каких-либо договоренностей в рамках урегулирования российско-украинского конфликта:

«Мы не видим связи между переговорами по заложникам или переговорами по поводу удерживаемых лиц и любой потенциальной дипломатией по поводу (конфликта) на Украине».

The New York Times обобщает со ссылкой на источники в руководстве Соединенных Штатов:

«Операция по обмену заключенными, которая была проведена 1 августа, касается исключительно освобождения людей, которых на Западе считают невинно осужденными. США и Германия стремились вытащить из российских тюрем своих граждан и также помогли нескольким российским политическим заключенным. Делать выводы о возможном улучшении отношений между США и Россией на основании этого обмена не стоит».

Так ли это? И есть ли свет в конце туннеля, особенно с учетом продолжающихся китайских дипломатических усилий на украинском направлении? На прошлой неделе спецпредставитель правительства Китая по делам Евразии Ли Хуэй в ходе визита в ЮАР обсудил урегулирование российско-украинского конфликта, в том числе инициативу КНР и Бразилии. Пекин по итогам переговоров заявил о намерении усилить координацию с ЮАР по этому вопросу. Ли Хуэй  отмечает, что инициативу Китая и Бразилии поддержали больше 110 стран и сообщает:

«Международное сообщество в целом согласно, что необходимо содействовать деэскалации украинского кризиса».

Обо всем этом говорим сегодня с экспертами PublicO.

Новости партнеров