ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Денис Кравченко: Вижу большой потенциал в продолжении ESG-политики

Денис Кравченко: Вижу большой потенциал в продолжении ESG-политики

На вопросы PublicO отвечает первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко:

- Госдума – не только законодательный орган, но и мощная экспертная структура. Особенно важна роль таких комитетов как Комитет по экономической политике. Какие направления реформирования экономики России вы считаете сегодня приоритетными?

- На сегодняшний день российская экономика прошла череду сильнейших испытаний, вызванных сперва пандемией, а после — санкционным давлением. Санкции оказали существенное влияние на российскую экономику. Но оперативные антикризисные действия Парламента, Правительства и предпринимателей смогли перестроить ее.

В настоящее время найдены экспортные рынки, выстроены новые логистические цепочки, оперативно настроен параллельный импорт. Вместе с тем введенные ограничения стимулировали процесс импортозамещения.

Сегодня наблюдается ситуация, когда оперативное замещение одной недостающей компоненты другой из дружественной страны или посредством параллельного импорта переходит в производство собственных комплектующих. Да, быть может, это на первых стадиях требует больших инвестиций, но импортонезависимость, о которой мы так часто слышим в последнее время, достигается именно таким сложным путем.

Что касается реформ экономики, то принят огромный список мер по ее поддержке и стимулированию внутренних инвестиционных процессов. Сегодня, на мой взгляд, задача не реформировать что-то, а оперативно получать оперативную связь от промышленности, предпринимателей, рынков и донастраивать это, повышая эффективность уже принятых мер.

В мировой экономике наблюдается глобальный запрос на изменение процедур взаимодействия, децентрализацию экономических процессов. Учитывая, что более полувека в рамках мировой системы развивались две конкурирующие модели и сети – советская и американская – ликвидация одной из них автоматически означала интеграцию международных транспортных систем и их национальных операторов в единую систему. Сегодня эта парадигма смещается — растет роль таких союзов как БРИКС и ШОС, региональные экономические и торговые связи углубляются, расчеты в национальных валютах показывают максимумы. Это вызвано ненадежностью того порядка, который был навязан всему миру — до недавнего времени — группой стран. И, конечно, в этой связи потребуется ряд мер, в том числе экономического характера — для того, чтобы занять достойное место в новой мировой модели.

- Считаете ли вы по-прежнему актуальной «зеленую» повестку для нашей страны? Разрыв с Западом – это удар по экологическим и инновационным программам в России (ВИЭ, в частности), или появление новых возможностей?

- Я в последнее время часто слышу тезис о том, что разрыв отношений с США и Европейским союзом вследствие их беспрецедентной агрессивной нерыночной политики санкционного давления на нашу страну автоматически ведет к отказу от принципов ESG. Что про принципы «устойчивого развития» можно забыть, что это также элементы нерыночной конкуренции, а тема идет на спад. Это не так.

Мы проводим трансформацию принципов устойчивого развития, адаптируем под российские реалии. ЦУР (Цели устойчивого развития) ООН, членами которой мы, тем не менее, являемся – никто не отменял. Но у нас в стране есть собственная стратегия по выбросам, собственные рейтинги, также Минэкономики подготовил законопроект о публичной нефинансовой отчетности – и к ней мы также придем, с Михаилом Бештоевым из Минэка мы уже неоднократно это обсуждали. Да, так получилось, что у России и в области ESG сформировался «свой собственный путь» - но от него мы точно не отказываемся. И хочу сказать, что азиатские инвесторы с очень большим позитивом относятся к компаниям, которые переходят к зеленой экономике, к устойчивому развитию. И они понимают, что такие перемены не могут происходить быстро, поэтому та работа, которая сегодня проводится в России, встречает большое одобрение со стороны наших партнеров-инвесторов с востока.

Мы довольно быстро встроились в эту новую систему и стали адаптировать свою нормативную базу и стратегические документы, формировать ответственные за устойчивое развитие блоки в бизнес-сфере.  В частности, приняли стратегию низкоуглеродного развития России до 2050 г. с учетом поручения президента обеспечить большее снижение вредных выбросов, чем в Евросоюзе. Закон об ограничении выбросов парниковых газов с перечнем пилотных регионов также вошел в нормативную базу по изменению экологической ситуации. Практически в каждом крупном или экспорто-ориентированном бизнесе появились профильные департаменты или подразделения, отвечающие за ESG-тематику. Блок по отчетам в области устойчивого развития стал вообще «мастхэв» в годовых отчетах, публикуемых компаниями, равно как и участие в различных российских и международных ESG-рейтингах. В эту же когорту нормативной базы, на самом деле, входят и законопроекты (вместе с Постановлениями Правительства) по выбросам в атмосферу, по Расширенной ответственности производителя, по маркировке, по публичной нефинансовой отчетности – и так далее.

У нас в целом Правительством утверждены следующие основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития в России:

1) обращение с отходами;

2) энергетика;

3) строительство;

4) промышленность;

5) транспорт и промышленная техника;

6) водоснабжение и водоотведение;

7) природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие;

8) сельское хозяйство.

Сейчас, когда порваны логистические и торговые связи с Европой и США, когда международные стандарты и рейтинги фактически для нас неприменимы – я по-прежнему вижу большой потенциал в продолжении ESG-политики.

Потому что, во-первых, это – трансформация нашей промышленности и экономики. Сейчас, в эпоху создания собственного промышленного суверенитета и поиска новых точек для роста и возможностей – это критически необходимо.

Во-вторых, в наших реалиях мы неплохо сместили акцент в сторону такого понятия, как «Устойчивое развитие городов». Эта практика сейчас в целом масштабируется по всей стране, города активно в нее включаются, каждый ищет свои «преференциальные точки для роста» - и модерирует этот процесс ВЭБ. То есть создается новая устойчивая инфраструктура внутри, которая меняет облик городов и их комфорт.

- Вы много сил отдали работе в ракетно-космической отрасли, одной из ведущих высокотехнологичных отраслей нашей страны. Как вы оцениваете перспективы реализации программ технологического суверенитета в этой важной и чувствительной сфере, имеющей самое прямое отношение к обороноспособности страны? Насколько критически важны в ней международные научные и коммерческие контакты? И возможны ли они?

- В своей работе на площадке Госдумы я максимально активно стараюсь этому способствовать: являлся и являюсь Председателем экспертного совета по ракетно-космической отрасли, пробивал законопроекты о Фонде данных ДЗЗ для Роскосмоса (чтобы корпорация могла зарабатывать на данных). Также защищал закон о праве корпорации создавать фонды и АНО, входить в капитал акционерных обществ, становиться более активным участником рыночного оборота сервисов и услуг, быть конкурентоспособной. Отдельно глубоко работаем над вопросами разграничения продукции (военного, двойного и гражданского назначения), чтобы также убрать административные барьеры на пути к росту коммерческой привлекательности сервисов и услуг. В общем, работы ещё много - и здесь санкции стали ещё большим стимулятором создавать этот законодательный базис для космической промышленности.

Еще одно важное направление для нас — поддержка научного космоса и исследований Луны, дальних планет совместно с партнерами из дружественных государств. Думаю, что мы космос не потеряем.

- Развитие политических и экономических связей с Китаем сегодня мы считаем важнейшим направлением на длительную перспективу. Однако иногда приходится слышать, что ментально и культурно мы и китайцы различаемся очень сильно, что может стать препятствием на пути дальнейшего сближения. Вы в недалеком прошлом руководили российской национальной частью Молодежного совета ШОС и знаете реальное положение дел лучше многих экспертов. Ваша оценка этой проблемы?

- Лично я не считаю это проблемой, скорее - общая задача по развитию добрососедства. Отношения России и Китая получили новый сильный виток развития во время первого президентского срока Владимира Владимировича Путина. И в России и в Китае понимают, что наши страны соседи, которых объединяет множество исторических, экономических связей и главное - принципиальных подходов к обеспечению региональной и мировой безопасности, формированию общего экономического и логистического пространства для достижения устойчивого развития.

Еще в 2001 году Владимир Путин и Цзян Цзэминь подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который стал основой отношений России и Китая, охватывая основные совместные направления развития. Мы видим, что торговый оборот между нашими странами неуклонно растет, достигнув в прошлом году 190 млрд дол, что на 29% больше к 2021 году. Уверен, что потенциал наших отношений будет развиваться и дальше.

К тому же, по-прежнему являясь Председателем Национальной части Молодёжного совета Шанхайской организации сотрудничества, активно работаю в направлении развития совместных молодежных проектов и инициатив между странами-участниками, позволяющих во многом формировать будущую повестку сотрудничества между нашими странами. В марте этого года в Нью-Дели состоялось заседание молодежного совета ШОС, в ходе которого намечены предстоящие планы организации. Сегодня завершается оформление диалогового партнерства с Бахрейном, Кувейтом, Мальдивами, Мьянмой и ОАЭ в рамках ШОС. Это показывает актуальность и востребованность шанхайского формата, о чем я говорил ранее. Взаимодействие в рамках такой статусной региональной организации помогает выстроить взаимоотношения между странами таким образом, когда это выгодно для всех, а не только отдельно взятой стране или двум. В многом эта работа стала примером для многих наших партнеров.

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров