Миссия МАГАТЭ находилась на Запорожской АЭС с 1 по 5 сентября. За это время члены делегации стали свидетелями частых обстрелов станции, а 3 сентября рядом с Энергодаром был высажен десант ВСУ, впоследствии ликвидированный российскими войсками.
5 сентября большая часть делегации покинула станцию, на которой теперь продолжит находиться лишь двое сотрудников МАГАТЭ. 6 сентября, довольно оперативно, МАГАТЭ представил отчет о происходящем на Запорожской АЭС. На следующий день, 7 сентября, доклад МАГАТЭ прокомментировал президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на Восточном экономическом форуме. К удивлению многих экспертов, Путин оценил работу миссии положительно, признав высокий профессионализм ее членов и значительный статус организации в целом. Вместе с тем, Путин подчеркнул, что отчет МАГАТЭ не мог быть вполне объективным, поскольку сама организация испытывает значительное давление со стороны Запада и конкретно США.
Противоречивые оценки российского президента отражают противоречивость содержания представленного МАГАТЭ доклада. Очевидно, что члены миссии всячески старались уйти от политических оценок, к явному неудовольствию как российских, так и украинских экспертов. Так, в отчете не сказано, кто ведет обстрел Запорожской АЭС. Сказано только, что обстрел ведется, и следы его налицо. В докладе также говорится, что на территории АЭС расположены российские военные, и отмечается присутствие нв районе двух энергоблоков военных грузовиков. Между тем, к неудовольствию украинской стороны МАГАТЭ не стало утверждать, что обстрел ЗАЭС производит сама российская армия. В целом, в докладе констатируется критическая обстановка на станции, которая может привести к серии технических ошибок со стороны персонала.
Что предлагается в докладе? Предлагается создать вокруг АЭС зону безопасности, предварительно выведя с ее территории вооруженные силы и любую военную технику. Поскольку требование предельно абстрактное и минимально политичное, представители разных сторон уже дали свою интерпретацию данному призыву. Первый заместитель руководителя пресс-службы Госдепа США Ведант Пател отказался призывать Киев к отводу войск и прекращению обстрелов, подчеркнув, что «Россия незаконно и необоснованно находится на украинской территории и нарушает целостность страны», и задача состоит в выводе российских войск. Безусловно, симптоматично, что доклад прокомментировал лишь столь низкий чин в дипломатическом ведомстве.
В то же время, президент Украины Владимир Зеленский дал понять, что готов понимать предложение миссии МАГАТЭ в контексте его собственной идеи демилитаризации станции, то есть фактически — ее передачи Украине. Российские эксперты отнеслись к докладу максимально критически, обнаружив в нем антироссийскую подоплеку. В этом смысле более осторожный отклик российского президента прозвучал довольно неожиданно на фоне обличений миссии в антироссийских предубеждениях.
В принципе, опрошенные PublicO эксперты сходятся во мнении, что миссия МАГАТЭ предельно скована в своих политических рекомендациях. Она не может встать на одну из сторон, не может представить какие-либо конкретные выводы, которые будут иметь политический подтекст. Если МАГАТЭ прямо обвинит в обстрелах украинскую сторону, это поставит организацию под удар всего западного общественного мнения, которое будет говорить о предвзятом отношении к Украине. Если миссия, напротив, сделает единственной виновницей Россию, то она получит соответствующие оценки с ее стороны. Поскольку перед МАГАТЭ стоит конкретная задача — вывести станцию с линии столкновения, то вполне логично ожидать вместо указания конкретных виновных в докладе некоторую фигуру умолчания. Иными словами, кто прав, кто виноват, рассудит история, сейчас же важно сделать так, чтобы по станции не стреляли. Чтобы она перестала быть мишенью для обстрелов.
Весь вопрос, как этого достичь? Ответ напрашивается сам собой — создать вокруг Запорожской АЭС некую зону отчуждения, тем самым начав чертить ту самую линию размежевания сторон, которая и могла бы в ближайшем будущем оказаться предполагаемой «38 параллелью» между зонами, контролируемыми российскими и украинскими войсками.
Иными словами, доклад МАГАТЭ — завуалированный призыв к прекращению боевых действий хотя бы на южном участке фронта. Трудно сказать, в какой мере этот призыв соотносится с планами Вашингтона и Киева, до настоящего момента явно не высказывающих горячего желания возобновлять переговорный процесс.
Тем не менее ясно, что без реанимации переговоров проблема ЗАЭС просто не решаема. Россия не пойдет на очередную «зерновую сделку», то есть на заведомо невыгодное ей соглашение, ради очередного «жеста доброй воли». Это президент Путин ясно дал понять в том же своем выступлении на Восточном экономическом форуме. Россия будет готова решать проблему безопасности ЗАЭС в общем пакете с другими вопросами, касающимися урегулирования украинского конфликта. Очевидно, что в настоящий момент Вашингтон демонстрирует полную дипломатическую глухоту. Еще весной Байден говорил о глобальном «зерновом кризисе», возникшем по вине России. Мы видим, что, казалось бы, более значительный «кризис атомный» Вашингтон практически не волнует. В американской прессе на тему миссии МАГАТЭ и выпущенного ей доклада трудно найти хотя бы несколько публикаций.
По всей видимости, до промежуточных выборов в Конгресс ситуация с дипломатическим решением украинской проблемы поставлена на паузу. А это означает, что Энергодар будет продолжать находиться в зоне повышенной опасности. Хотя присутствие двух наблюдателей от МАГАТЭ все-таки вселяет надежду, что ВСУ остерегутся наносить удары конкретно по энергоблоку.
Борис Межуев, главный редактор PublicO