ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Экономика восстановилась. Что дальше?

Экономика восстановилась. Что дальше?

Фото: РИА ФедералПресс / Елена Сычева

После небольшой просадки нефтяные цены вернулись на траекторию роста. Сегодня утром Brent уверенно держится выше 80 долл/баррель. Прогнозы весьма оптимистичные. Citygroup и Bank of America ожидают к концу этого года 85 долл, а Morgan Stanley к марту следующего года – 95 долл.

Это создает благоприятный фон не только для нефтегазового сектора России, но и для перспектив экономического роста всей страны. Ведь уже сегодня можно с уверенностью констатировать, что восстановление нашей экономики к допандемийным уровням состоялось.

Главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач на днях сказал: «В этом году [рост экономики составит] где-то 4,1% с учетом последних ограничений и мер против ковида».

Всемирный банк ожидает, что в 2021 году темпы роста ВВП РФ составят 4,3%. В предыдущем прогнозе говорилось о росте на 3,2%.

В базовом варианте Прогноза социально-экономического развития России до 2024 года от Минэкономразвития темп роста ВВП составит 4,2% в 2021 году. В денежном эквиваленте внутренний валовой продукт вырастет до 124,4 трлн руб. В июле этого года ведомство ожидало роста ВВП на уровне 3,8%, а в апреле еще меньше — на 2,9%.

Прогнозные цифры, мало отличающиеся друг от друга, убедительно подтверждают тот факт, что восстановительный подъем нашего ВВП в 2021 году станет периодом самого быстрого роста российской экономики с 2012 года.

Поразительно то, что именно сырьевая, постоянно критикуемая ориентация нашей экономики обеспечила ее восстановление и стала импульсом нового роста. Повышенный отложенный спрос мировой экономики на сырьевые и продовольственные товары дал толчок всей нашей хозяйственной системе.

Подъем идет более бурными темпами, чем ожидалось, чему во многом способствует восстановление потребительской спроса и рост цен на энергоносители. В финансовом секторе, в логистике, строительстве и ряде других отраслей мы уже достигли показателей 2019 года. Даже высокая инфляция – один из симптомов восстановления.

Драйверы роста

На прошедшем недавно Круглом столе «Ближайшее будущее российской экономики: рабочие сценарии развития ситуации», организованном РИА «ФедералПресс» и нашим порталом, эксперты назвали основным драйвером российской экономики в 2022 году топливно-энергетический комплекс. Также, в силу объективных причин, будет быстро расти фармацевтическая промышленность. Высокие темпы роста покажет химпром, который уже сейчас демонстрирует неплохие результаты, полагает руководитель Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

С точки зрения директора Центра научно-технологического прогнозирования Высшей школы экономики Александра Чулока, хорошие перспективы также у аграрно-промышленного комплекса, отраслей креативной экономики и особенно – у направления информационных и компьютерных технологий. В 2020 году Россия заняла 45 место из 132 стран в глобальном инновационном индексе. Вырос как уровень инновационной активности – 10,8 % в отличие от 9,1 % в предыдущем году, так и объем затрат на инновационную деятельность – 2,1 трлн рублей или 2,3 % от оборота, что сопоставимо, например, с Францией. По оценкам ОЭСР, именно инновации являются одним из ключевых факторов устойчивого экономического роста, отмечает Чулок.

Он, кстати, уверен, что пандемия сыграла на руку цифровому переходу и ускорила его наступление. В интервью ИА РЕГНУМ он именно так прокомментировал новость о скором появлении в РФ прототипа цифрового рубля. 

- Цифровизация экономики — неизбежный мировой тренд, в котором Россия пытается если не занять лидирующие позиции, то хотя бы оказаться в группе «хорошистов», — сказал Чулок. — И если в промышленности процессы цифровой трансформации хотя и стремительны, но все же позволяют получать обратную связь и скорректировать цифровую стратегию, то в таком подвижном секторе, как финтех, часто приходится играть «в одно касание». Для России это, безусловно, вызов, носящий исторический масштаб. И то, что хорошо работает в крупных городах, может столкнуться со множеством проблем в регионах от объективных до ментальных, связанных с общим невысоким уровнем цифровой и финансовой грамотности нашего населения, помноженным на горький опыт перестройки.

Без восторгов

Подводя итоги круглого стола, Игорь Николаев сказал, что все вроде бы неплохо, но могло бы быть и лучше. Ведь в суммарном выражении с падением ВВП в 2020 году на 3% о каком-либо значительном росте российской экономики говорить не приходится.

А на будущий год ожидания не столь оптимистичны: правительство предполагает рост ВВП в 2022 г. на уровне 3%. Такие же показатели прогнозируются на 2023–2024 гг. «в рамках базового варианта». А вот Всемирный банк свои прогнозы для России ухудшил: в 2022 и 2023 годы показатель вырастет на 2,8 и 1,8%, а не на 3,2% в 2022 году и на 2,3% в 2023 году, как банк обещал ранее. Андрей Клепач говорит о 2,5-2,8 % на следующий год.

Высокие цены на энергоносители и другие сырьевые товары уже начинают тормозить процесс восстановления мирового хозяйства. То есть, либо цены упадут, либо ведущие экономки мира будут втянуты в длительный период стагнации с всеми вытекающими для этих же самых цен и доходов стран-экспортеров последствиями. К тому же, рост цен на энергоносители форсирует процессы энергоперехода. Кстати, в уже процитированном Прогнозе Минэкономразвития указывается, что «к 2024 году влияние на нефтяные цены будет оказывать мировой энергопереход на возобновляемые источники энергии»...

Так что уже в будущем году цены на нефтегаз нас не вытянут.

Доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Ковригин в интервью ИА РЕГНУМ недавно говорил: «Неопределённость нефтяных и газовых котировок повышает недоверие к рублю. Отсюда повышенные риски девальвации и ухода части инвесторов из российских активов. Вместе с тем инфляцию в России определяют не только эти факторы, но и общий инвестиционный и деловой климат, совокупные объёмы предложения и спроса. В последние два года условия для развития производства стали хуже: периодические локдауны, активизация налоговых и других проверок бизнеса и повышение ключевой ставки, потянувшее за собой вверх проценты по кредитам для производителей»,

Для устойчивого роста потребуется глубокая технологическая перестройка всей нашей экономики с преимущественной ориентацией на внутренний спрос, что невозможно без активизации инновационных процессов в хозяйственной системе страны. Стабильный рост промышленного производства обеспечит только развитие передовых современных отраслей с высокой добавленной стоимостью и скорректированная монетарная политика (маленький камешек в сторону нашего Центробанка, который в декабре опять готовится повысить учетную ставку).

Есть и оптимисты. «Я уверен, что мы сейчас вошли в новый экономический цикл, — говорит Сергей Колесников, совладелец и управляющий партнер компании “Технониколь”. — Я ожидаю, что экономика выйдет на устойчивые темпы роста по четыре-пять процентов в год, а спрос на стройматериалы в течение следующих пяти-шести лет будет ежегодно прирастать на пятнадцать-двадцать процентов». На фоне строительного бума этого года ему трудно не демонстрировать такое лучезарное счастье.

Поэтому более приближены к реальности предположения директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрия Куликова, который считает, что в 2021 году прирост реальных располагаемых доходов населения может составить 2,5-3 %. «С конца 2021 и на обозримом горизонте лет темпы роста реальных располагаемых доходов населения в России будут примерно сопоставимы с темпами экономического роста», — сказал он. Уже хорошо.

Но не будем забывать, что все эти прогнозы и предположения делаются на фоне все еще не завершившейся пандемии.

- Ситуация была, есть и будет оставаться неопределенной на неопределенное время, – говорил на нашем Круглом столе руководитель Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

И как с ним не согласиться?

Александр Богомолов,

экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров