
Знакомые всем пользователям интернета мемы появились относительно недавно, став частью сетевой культуры, и являются своеобразным видом коммуникации. Феномен мемов в том, что, подобно вирусу, они распространяются между людьми довольно быстро и могут стать популярными за короткий период времени. Успех блогеров в социальных сетях зачастую обусловлен способностью создать, "упаковать" и сделать массовым вирусный ролик, картинку или небольшой комикс. Вирусным становится мем лёгкий для понимания, имеющий юмористическую составляющую на грани абсурда, вызывающий сильный эмоциональный отклик на бессознательном уровне.
Мемы. Что это такое
Мемом легко может стать не только смешная картинка, но и видеоролик, музыкальный трек, текст. Также среди мемов высокую популярность имеют так называемые картинки-демотиваторы и короткие комиксы. Главное отличие мемов от обычных картинок, видео или иного контента в том, что они "западают в душу" большому количеству людей, вызывая разнообразные чувства и эмоции от эйфории до когнитивного диссонанса.
Как средство коммуникации, мемы - язык культуры и узнаваемый символ субкультур, сближающий людей и даже способствующий минимизации чувства одиночества, дающий ощущение единения человека с социумом.
Срок жизни того или иного мема зависит от смены тенденций и обычно является недолгим на фоне быстро развивающихся технологий, задающих и вскоре меняющих тренды. Однако среди мемов существуют и "классические", долгоиграющие примеры, с годами приобретающие всё больше популярности. Типичный пример долгоиграющего мема - песня шансонье Михаила Шуфутинского «3 сентября», транслируемая во всех видах в означенную дату.
Разновидность и примеры
Мемы подразделяются на культурные, субкультурные, политичесикие, юмористические, абсурдные, мемы с животными, а также мемы-цитаты. Что касается мемов-цитат, то обычно они сопряжены с публичными персонами, и чаще всего героями таких "вирусов" становятся известные политики, певцы, актёры и шоумены.
Три примера разновидности "долгоиграющих" мемов, актуальных до сих пор:
- Фраза "Денег нет, но вы держитесь", один из самых популярных мемов, ставший вирусным после ответа бывшего премьер-министра Дмитрия Медведева на вопрос жителей Крыма о низких пенсиях и высоких ценах. Дословно Медведев ответил народу следующее: "Просто денег нет сейчас. Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья".
- "Котэ" или контент в виде фото или видео, в которых главным героем является кошка. Обычно это демотиваторы с цитатами или смешные видеоролики. На данный момент самым популярным мемов "про котиков" является картинка "Наташ, проснись, мы всё уронили", порой используемый и как отсылка к падению курсов валют, нефти и пр.
- Фейспалм (в переводе с английского – лицоладонь) --- интернет-мем, обычно сопровождающийся соответствующей картинкой или фото, и служащий коммуникативной реакцией на чью-либо глупость. История этого мема началась с изображения капитана Жана-Люка Пикара из сериала "Звёздный путь", где актёр Патрик Стюарт прикладывает ладонь к лицу.
Некоторое время назад в рунете был зафиксирован всплеск популярности серии юмористических мемов под названием "Страдающее средневековье". Средневековые картинки-гобелены дополнялись забавными фразами-приколами, переворачивающими смысл той или иной старинной картинки с ног на голову, вызывая пресловутый "разрыв шаблона".
Большое значение в интернет-субкультуре имеют аниме-мемы, в том числе эротического характера под названием "хентай", весьма популярные в среде любителей азиатских мультфильмов. Такие "вирусы", как правило, популярны среди молодых людей школьного возраста.
Производные мемов
Американский специалист в области средств массовой коммуникации Дуглас Рашкофф ввел термин «медиавирус», обозначающий медиасобытия, так или иначе оказавшие влияние на жизнь и развитие общества. Медиавирусы могут являться производными мемов. В основе действенного медиавируса заключено некое событие или набор образов, выраженное в единице контента (фото, видео, песня, текст), быстро "цепляющее" внимание людей и способное направить их мнение в ту или иную сторону.
Как культурное явление медиавирусы могут влиять на исход рекламных кампаний, топ-чартов, а также на результат тех или иных выборов. Но зачастую медиавирусы возникают стихийно, не имея в своей основе целевого умысла. Примерами медиавирусов в России является эпохальная телепередача Сергея Шолохова и Сергея Курехина, где утверждалось, что В.И. Ленин был грибом и радиоволной. Медиавирусом стал и поцелуй мальчика Никиты в живот, который осуществил в 2006 году Владимир Путин.
Влияние на массовую культуру
Прототипом мемов можно назвать советский сатирический журнал "Крокодил" и детский журнал "Мурзилка", где сатира, юмор и новая для того времени информация уже тогда формировали мнения людей и детей.
В массовой культуре мемы - фактические носители и распространители информации. Смешные вирусные картинки с кадрами из анонсируемого кинокомпанией фильма так или иначе спровоцируют желание человека посмотреть весь фильм. Далее в фильмах аудиторию "подстерегает" продакт-плейсмент: главный герой пьёт виски и курит сигару определённого бренда, и зритель после просмотра фильма неосознанно пойдёт и купит себе те же продукты, особенно если фильм "зашёл".
В позитивном ключе можно использовать развивающие мемы как действенную методику обучения. Особенно эффективно проявили себя мемы, созданные для изучения иностранных языков.
Мнение эксперта
Самые странные мемы актуальны и живут особенно долго, считает заведующий научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик ВШЭ, доктор филологических наук, профессор Максим Кронгауз.
«Но все же мы до сих пор так и не можем внятно объяснить, почему одни мемы выстреливают, и почему некоторые из них живут долго. Например, мы с моими коллегами-соавторами долго спорили, какой из двух популярных мемов включить в наш «Словарь языка интернета», вышедший под моим руководством в 2016 году, — Ничоси или Карл. Мы выбрали Карла, и, как видно, были правы: он оказался более живучим. Из относительно недавних, мне кажется, будет долго жить Ждун. Он странный и в то же время сразу располагает к себе», - рассказал Максим Кронгауз издательству "Нож" в 2017 году.
«Именно сегодня, гораздо сильнее, чем десять лет назад, наша массовая культура держится на мемах. Тот же баттл Оксимирона со Славой КПСС собрал, кажется, 10 миллионов просмотров за несколько дней — это же безумие. Что это значит? — по-моему, то, что сейчас вновь появляется некое общее культурное пространство», - подытожил эксперт.
В 2021 году на смену мемам, знакомым людям среднего поколения, пришли новые составляющие интернет-среды, в первую очередь, т.н. «челленджи» социальной сети ТикТок, на которые полностью переключилась молодежь. Сегодня культура мема волнообразно, но сходит на «нет». Но с учетом цикличности трендов нельзя однозначно утверждать, что «теплые ламповые» мемы уйдут навсегда.