ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Министр обороны России Сергей Щойгу
Фото ФедералПресс
Автор: Сергей Станкевич, политолог - для PublicO

Французский блин вышел комом

Нас с французами сближает любовь к общему блюду. Их так называемые «крепы» - двоюродные братья русским  блинам.  Родство, как оказалось, ещё и в том,  что французский креп тоже временами выходит комом.

Такая незадача произошла не у кого-нибудь, а французского министра обороны Себастьяна Лекорню. Он настоял на срочной телефонной беседе с министром обороны РФ Сергеем Шойгу Разговаривали 3 апреля более часа. Вроде расстались довольными беседой. Но  на следующий день от двух сторон появились две несхожие версии.

Основной темой выступала совместная борьба с терроризмом.  Здесь вроде наблюдалось единство. Лекорню  осудил теракт в московском Крокус Сити холле 22 марта, выразил сочувствие жертвам и пострадавшим.  Убеждал, что французские спецслужбы ничего не знали о готовящемся преступлении. Вновь сообщил, что  запрещённая террористическая группировка ИГИЛ-К пыталась организовать теракты и во Франции, но их удалось предотвратить. Тут, естественно, для  России важны все оперативные подробности, которыми  Лекорню  вроде как обещал поделиться.  У Парижа есть все основания для  «более активного взаимодействия» с Россией: с 26 июля по 11 августа во Франции пройдёт Олимпиада, которую террористы  могут попытаться омрачить.  Останавливать их точно нужно сообща. 

Дальше в беседе выявились разногласия. Со слов Лекорню  - он решительно отвергал какую-либо причастность к теракту  22-3-2024 западных стран и Украины. Призывал «не инструментализировать» такую связку. Шойгу, как следует из  комментариев МО РФ, говорил о намерении  проверить все версии, включая некий «украинский след». Тут, действительно, есть смысл просто подождать фактов,  тем более что следствие по теракту уже приобрело  международный охват и продвигается  довольно энергично.  Пусть бы профессионалы ответственно поработали в прямом контакте без заведомых априорных установок о «причастности» или «непричастности».

Наибольшие расхождения обнаружились по самому наболевшему вопросу – как завершить более чем двухлетний военный конфликт на Украине? Сообщение МО РФ тянуло  на сенсацию:  обе стороны выразили "готовность к диалогу" по конфликту на Украине. То есть к организации  предметных переговоров, для которых "отправной точкой может стать Стамбульская мирная инициатива". Идея выглядит ожидаемой и вполне логичной. Вместо продвигаемой Киевом конференции в Женеве по поводу заведомо тупикового «мирного плана» (на деле ультиматума о капитуляции Москвы)  есть смысл, не теряя времени, вернуться к Стамбульскому мирному процессу.  Он имеет реальную перспективу, ибо предусматривает не битву ультиматумов, а поиск разумного компромиссного баланса.

Увы, далеко не всё из наработок Стамбула-1 может вновь оказаться на столе. После марта 2022 года, когда  переговоры, уже близкие к результату, были прерваны Киевом, много крови утекло.  Но важные смысловые темы останутся, прежде всего -  внеблоковый и нейтральный статус Украины. При поддержке авторитетной  группы международных  посредников, включая Францию и Турцию вместе с Германией, Соединёнными Штатами, Британией, Китаем и Индией,   Стамбул-2 мог бы  ещё в этом году привести  к первым практическим результатам: от деэскалации к перемирию и прочному миру. Параллельно со Стамбулом-2 можно было бы договариваться о том,  без  чего  Европе уже никак не обойтись – об инклюзивной системе коллективной безопасности на субконтиненте.

Увы с французской стороны прозвучало что-то похожее на  неловкое опровержение. Дескать,  не было проявлено Парижем никакой «готовности к диалогу» в русле «стамбульской инициативы». Линия остаётся прежней: осуждение «агрессии» и поставки оружия Киеву.

Министр обороны РФ  совсем не склонен к фантазиям и, конечно, не выдумал  обсуждение перспективы Стамбула-2. Как минимум, с российской стороны готовность  к предметному и результативному диалогу была проявлена и обоснована. И притягальность идеи Стамбула-2 будет дальше только возрастать с каждым днём губительных военных  действий.

Министр обороны Франции  имел возможность убедиться, что путь к миру (увы, слишком дорого оплаченному) открыт, реален и достижим. Поспешное парижское опровержение означает одно: президент Макрон, который в  последние месяцы активно претендует на роль лидера объединённой Европы, ещё не готов к серьёзной  практической инициативе и связанной с этим ответственности. Тест не пройден. Не так уж крепок оказался первый французский креп, вот и свернулся комом. Ждём следующей попытки.

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров