Трилогия «Матрица», по оценкам кинокритиков, стала законченным произведением. Главная мысль - зависимость человека от Системы. Захватывающий нас своими щупальцами глобализированный мир лишает нас свободы выбора. Но у каждого человека есть шанс проглотить красную таблетку и выйти из матрицы, если хотите из зоны комфорта.
Зачем же нужно было снимать часть четвертую?
Самым простым объяснением было бы стремление заработать, особенно в период коронавируса, когда крупные и мелкие компании теряют прибыль. Но памятуя о первых трех частях, с трудом верится, что в последней части нет философского или идейного посыла. Вообще выход третьей «Матрицы», которая имеет подзаголовок – «революция», Борис Межуев связывает с событиями 2003 года. Именно тогда началась четвертая волна демократизации, в ходе которой поменялись режимы в Грузии, Украине и Киргизии. Создатели фильма как бы предлагают революционерам-антиглобалистам присоединиться к борьбе против врагов Матрицы, выторговав мир и улучшив, насколько возможно, существующую Систему. С чем здесь можно точно согласиться - выход трилогии связан далеко не только с коммерческими целями.
Чем же стала «Матрица: Воскрешение»? Это политический или философский посыл, заставляющий менять общество, или всего лишь личные переживания состарившегося режиссера-трансгендера Ланы Вачовски? Некторые ютуб-рецензенты разочарованы последней серией легендарного фильма. Они склоняются ко мнению, что фильм снят Вачовски, чтобы помочь ей выйти из депрессии. И культивируемые в фильме идеи любви - ее идеалы, к которым она стремилась, но так и не достигла.
Лейтмотивом в фильме проходит любовь воскресшего из прошлой серии программиста Нео к старшему офицеру «Навуходоносора» Тринити. В новой части фильма Нео играет программиста, который воскрес, но так и остался в матрице. А Тринити стала домохозяйкой Тиффани. Она замужем за нелюбимым мужчиной и имеет от него троих детей, которые постоянно ее отвлекают и не дают выйти из Матрицы. Сюжет фильма построен вокруг освобождения Нео из матрицы, после чего его миссией становится вызволение оттуда своей возлюбленной Тринити. Любая «лав стори» - хорошо «заходит» публике, и уже на одном этом можно было бы оправдать выход фильма.
Но критично и в то же время конспирологично мыслящий зритель попытается углядеть некие тайные смыслы, тайные послания «Воскрешения».
Но есть ли они на самом деле? Какой-то одной генеральной мысли мне при всем старании разглядеть не удалось. За исключением романтичной любви главных героев - но это есть почти в каждом втором фильме.
Новым в «матрице» стало то, что роботы - не абсолютное зло. Есть по-прежнему, вражеские машины - «Охотники». Но есть и добрые роботы, которые отсоединили Нео от аппарата, погрузившего его в матрицеу, и привезли его в город «освобожденных» - Ио. Возможно, через фильм мировая элита пытается ускорить цифровизацию, заставляет людей поверить, что роботизация - благо, которая сделает жизнь людей комфортной, а не оставит их без работы.
Второй момент - в новой матрице Тринити становится решающей фигурой. Именно она в конце спасает Нео (без самопожертвования на этот раз), который так и не восстановил способность летать. Тринити взмывает в небо, держа за руку Нео, и спасает их обоих от пулемета парящего перед ним вертолета. В целом, женщин в фильме стало больше, что говорит о феминизации общества. Все это хорошо коррелирует с современной политикой. В этом году вице-президентом США стала женщина (Камала Харрис), а министром обороны ФРГ в третий раз назначена представительница слабого пола. Демонстрация недовольства Тринити своей личной жизнью с нелюбимым мужем - тоже подмигивание феминизму и вызов традиционному семейному укладу. По сюжету фильма, без отказа не только от мужа, но и от собственных детей и признания нового любовника Нео освободить Тринити было бы невозможно.
В новой серии людей неаглосаксонской и неевропейской внешности стало меньше, а азиатов и афроамериканцев - больше. Это, конечно, тренд не новый, и здесь «Матрица: Воскрешение» идет в ногу со временем. Но с активизацией во время выборов в США движения Black Lives Matter права чернокожих стали еще более актуальными и востребованными. Поэтому “небелых” в “Воскрешении” больше и они занимают более статусные позиции. Генерал Ниоба - афроамериканка.
Кстати, обратим внимание, что популярное самообозначение борцов с расовой дискриминацией – «woke» - отчасти перекликается с известным призывом, которым и начинается первая «Матрица» - «wake up, Neo» («проснись, Нео»). Видимо, это случайное совпадение. Но четвертая «Матрица» явно обыгрывает эту совпадение, постоянно именуя вырвавшихся из «Матрицы» и прозревших людей – «разбуженными» и противопоставляя их рабам «Матрицы», коих презрительно именует «ботами». В принципе, уже присутствовавшее в первой «Матрице» противопоставление «разбуженных» и «ботов» - не вполне еще людей – в четвертой части предельно усиливается.
Наиболее, наверно, скрытым посланием последней матрицы остается внешность главного героя Нео. Его образ - стиль бороды и длинные волосы - очень напоминает образ Иисуса Христа. Если это не случайность, то, возможно, режиссер и создатели решили поставить обычного программиста, а в более широком смысле «человека» на одну чашу весов с самим Создателем. Сходств между Иисусом и Нео довольно много - оба пытаются спасти человечество, оба умирают и воскресают. Однако как и во многих гностических версиях христианства Спасителю Иисуса нужна женская ипостась. Обычно у гностиков она называлась Софией. Здесь же создатели решили дать ей имя «Троицы». Гностицизм «Матрицы» можно подтвердить еще и тем, что, судя по четвертой части, Нео и Тринити спасают не всех людей, но лишь тех, кто имеет волю «пробудиться», то есть отвергнув семью, детей и в целом заботу о мире, отдаться мечте о свободном полете, который, правда, несмотря, на всю романтику, также происходит только в виртуальной реальности.
Камран Гасанов, международный корреспондент PublicO