Первым частным проектом в сфере ИИ был стартап OpenАI, созданный в 2015 году Илоном Маском и Сэмом Олтменом. С тех пор проект разросся в концерн. Корпорация Microsoft инвестировала около 13 миллиардов долларов в OpenAI.
Маск поддерживвал OpenAI до того, как в конце 2022 года компания представила обучаемый чат-бот ChatGPT.
В этот момент Маск выступил с предупреждением, что идеология и направление развития, заложенные в OpenAI, представляют угрозу для человечества. Маск вышел из проекта Open АI, а в ноябре 2023 года запустил конкурентную платформу Grok, которая была обучена и интегрирована в социальную сеть X.com, ранее известную как Twitter.
В настоящее время инвестфонд xAI, учреждённый Маском, привлекает 6 миллиардов долларов, чтобы бросить окончательный и решительный вызов OpenAI. Откликнулись уже многие венчурные инвесторы, включая Sequoia Capital.
Тем временем, в гонку включился и третий сильный участник - корпорация Amazon.com мультимиллиардера Джефа Безоса. Amazon инвестирует до 4 миллиардов долларов в собственный ИИ-стартап Anthropic.
Конкуренция между проектами ИИ – это, вроде бы, неплохо. Тревожит, однако, полное отсутствие на сегодняшний день каких-либо правил и ограничений в этой сфере. В борьбе друг с другом конкуренты способны перейти черту и запустить неконтролируемый взрывной рост возможностей какой-то самообучаемой системы ИИ, связанной со свободной нейросетью. Человечество может даже не подозревать, как далеко всё уже зашло. Дело даже не в том, что какой-нибудь голливудский «скайнет» якобы захватит власть над миром. Просто группы людей, необременённые излишней ответственностью и моралью, могут использовать ИИ, чтобы совершить преступные деяния с чудовищными последствиями. Либо такие последствия могут наступить непреднамеренно, из-за азартной игры или преступной оплошности.
В любом случае, чем круче искусственные интеллект, тем неотложнее запрос на международно-правовое регулирование этой сферы человеческой деятельности. Развитие технологий ИИ уже вышло за грань, где его бесконтрольное использование опаснее ядерного оружия.