ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Итоги недели: Новая автомагистраль от Москвы дойдет до Китая?
Фото ФедералПресс
Автор: Сергей Станкевич, политолог - для PublicO

Итоги недели: Новая автомагистраль от Москвы дойдет до Китая?

Кабмин России принял логичное решение, которое, возможно, в наших условиях станет историческим. Или опять не станет. Трассу М-12 от Москвы до Казани решено продлить не только до уральского Екатеринбурга, но и до сибирской Тюмени. Теперь это будет федеральная трасса М-12 «Восток». Для которой уже заранее был создан хвост в виде федеральной трассы М-11 "Нева" от Петербурга до Москвы. Если в 2024 году, как обещают, М-12 «Восток» сдадут в эксплуатацию, автомобили смогут с ветерком суток за трое-четверо доехать от Питера аж до Тюмени.
Теперь бы понять, что мы наблюдаем? Это решение частное – в пользу Тюмени? Или это очередной раунд многолетней дискуссии о том, как стратегически соединить европейскую часть России с Китаем? Атлантический океан с Тихим?
Напомним предысторию. В 2008 году Россия и Казахстан подписали меморандум о развитии транспортного коридора «Европа — Западный Китай» через территорию Казахстана. В том же году Меморандум о развитии того же транспортного коридора по китайской территории был подписан между Москвой и Пекином. Следом повисла долгая пауза.
В 2015 году президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин подписали договор о сотрудничестве в рамках проекта «Пояс и путь». В этом документе трансевразийская «трасса века» тоже упоминалась. Проснулась надежда на реанимацию зависшего проекта. Но не тут-то было.  Началась долгая эпопея со сменой маршрутов, перетасовкой планов и подрядчиков, причём смета расходов всякий раз увеличивалась, а сроки работ переносились.

Фото ФедералПресс

Между тем партнёры, воспринявшие московские меморандумы всерьёз, поджимали и словом, и делом. В 2016 году в рекордные сроки был построен китайский участок мегатрассы длиной 3425 км: от погранперехода с Казахстаном Хоргос, через узловой центр Урумчи до города Ляньюньган на побережье Жёлтого моря.
Следом подтянулся Казахстан, завершивший строительство своей части к декабрю 2017 года. Состыкованная дорога через Казахстан и Китай уже работает.  Но напрасно наши соседи по Азии вглядывались из-под руки в российские дали – не покажутся ли дымы, не раздастся ли шум дорожных работ? Русь по-гоголевски «не давала ответа».
В свете нынешнего решения Кабмина РФ правомерно задать вопрос: куда потянется дорога после Тюмени? Пойдёт ли она дальше к востоку? Или всё же повернёт на Юг, как давно было обещано Казахстану и Китаю?

Пожалуй, пора прекратить затянувшиеся сверх всякой меры колебания, дискуссии и турниры лоббистов. Суровое время заставляет дерзать. То есть, браться за мегапроект целиком. Соединить, наконец, берега Балтики с берегами Жёлтого моря.
Хорошо бы при этом добиться, чтобы дороги у нас строились по времени-цене-качеству близко к тому, что давно делается в Китае. А для этого было бы полезно получить сравнительный материал. Почему бы не пригласить китайскую компанию построить участок трассы от Тюмени до Казахстана? Отдать китайцам эту дорогу в концессию, пусть инвестируют и 20 лет отбивают вложения за счёт тарифа за проезд. Это же стандартный коммерческий проект.

Тогда мы, наконец, сможем сравнить две части трассы по времени строительства, качеству полотна и себестоимости километра дороги. И поймём, почему сравнение не в нашу пользу. У меня есть страшные догадки на этот счёт, но я гоню их пока что прочь.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров