ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
К чему ведёт новая "Магистраль"

К чему ведёт новая "Магистраль"

Фото: РИА ФедералПресс / Артем Тутов

С 20 ноября нынешнего года в ЦАО и ЮАО столицы начали работать обновлённые маршруты сети "Магистраль", разработанные мэрией Москвы для максимального удобства пассажиров и с целью привлечения граждан к пользованию общественным транспортом. В 2022 году, согласно плану проекта, мэрия планируют ввести изменения маршрутов по всему городу. Трансформации подлежат порядка тысячи маршрутов.

С чего началась "Магистраль"

Как сообщает официальный сайт Мэра Москвы, сеть наземных маршрутов под названием "Магистраль" существует с 2016 года. Основной принцип её работы - движение в интервальном режиме. Именно поэтому автотранспорт, по мнению мэрии, ходит так же регулярно, как и поезда в метрополитене. Сеть вводилась постепенно, начиная с Центрального округа столицы, и уже тогда были разработаны быстрые маршруты, способные соединить центр с отдалёнными районами Москвы.

Для начала по распоряжению властей изменили 49 маршрутов, создали новые пересадочные пункты, обновили инфраструктуру и расписание движение автобусов, троллейбусов и трамваев. Результат не заставил себя ждать - общественным транспортом постепенно стали пользоваться на 40 процентов больше жителей столицы, чем до введения изменений. Вроде бы исчезла проблема с пробками. На сайте Мэрии Москвы отмечено, что до введения проекта "Магистраль" с целью улучшения передвижения москвичей и гостей столицы по городу была проведена серьёзная аналитическая работа с учётом обратной связи от граждан.   

Обновлённая сеть

20 ноября стартовали обновлённые маршруты сети "Магистраль", которые, по словам представителей мэрии столицы, сократят пассажирское время пребывания в пути на 40%.

"Мэр Москвы поставил задачу сделать наземный транспорт еще удобнее, еще быстрее и предсказуемее, чтобы им пользовалось как можно больше пассажиров. Поэтому мы пересмотрели маршруты в этих округах. За счет выпрямления и изменения маршрутов, перенастройки светофоров и запуска выделенных полос наземный транспорт поедет быстрее. С вводом изменений почти в два раза увеличится количество людей, которые будут проживать в шаговой доступности от магистральных маршрутов», — отметил Максим Ликсутов, заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта.

К сегодняшнему моменту изменено уже порядка 200 маршрутов. 38 магистралей работают в ЦАО и ЮАО, они соединены с Нахимовским проспектом, Балаклавским проспектом, Липецкой улицей, улицей Подольских Курсантов, Каширским шоссе. Обновлённая транспортная сеть также учитывает изменения работы станций кольцевой линии метрополитена.

Информация и трансформация

Для удобства пассажиров информация об изменениях маршрута размещена не только в ряде СМИ, включая соцсети, но и на едином транспортном портале, где опубликована интерактивная карта с актуальным описанием движения наземного транспорта. Для жителей столицы, не пользующихся интернетом, подобную информацию разместили в виде объявлений на остановках, на экранах вагонов метро, в салонах автобусов, троллейбусов и трамваев.

Тем не менее, в минувшую субботу столичные жители были удивлены произошедшим транспортным преобразованиям. "Привычные номера маршрутов автобусов (причём, всех сразу) стали другими. На юге, например, они все теперь начинаются на девятку", - сообщил корреспондент ТВЦ Илья Данильцев.

Обозреватель "Авторевю" Юрий Ветров с точки зрения опытного пассажира выразительно раскритиковал обновление "Магистрали". "Вместо выпрямления автобусных маршрутов, обещанного Ликсутовым, на Чертановской улице произошло их искривление. По сути, единственным общественным «магистральным» транспортом, который идет по Чертановской, никуда не сворачивая, остался трамвай. Почему? Потому что, по замыслу Дептранса, немагистральные автобусы, как заявлено на сайте московских властей, «должны обеспечивать связи внутри района, транспорт будет довозить пассажиров до социальных объектов». И новые маршруты, названные «внутрирайонными» и «социальными», петляют как зайцы в лесу", - отметил Ветров.

"Что это означает в практическом плане? Раньше я мог доехать на автобусе от дома до офиса Авторевю на улице Миклухо-Маклая за 45 минут, причем без пересадок. Теперь же сервис Яндекс.Карты рекомендует топать к метро и ехать в Беляево через… Бутово. А если мне позарез хочется перемещаться на наземном транспорте, то сперва надо будет сесть в трамвай, у метро Чертановская пересесть на автобус, который идет по Балаклавскому проспекту, а потом совершить еще одну пересадку. И займет такой вояж уже целый час вместо 45 минут", - резюмировал свои наблюдения журналист.

Ответственность пассажиров

Александр Морозов, сопредседатель межрегионального общественного движения "Город и транспорт" уверен - ответственность на отсутствии информированности о трансформации сети маршрутов лежит на самих пассажирах. В комментарии "МК" он утверждает, что большинство жителей Москвы вопросами транспорта не интересуются, новостей не читают и потому пребывают в состоянии неведения.

"Они просто каждый день ездят, а отслеживать грядущие изменения совсем не обязаны. И вот эти люди приходят на остановку — а там все поменялось! Да, в конечном итоге всему городу с новой нумерацией будет удобнее — ведь можно будет попасть в другую часть Москвы и без всякого навигатора понять, какой автобус куда идет и с каким интервалом. Но ведь этого людям не сообщили, не подготовили — а «больно» им сделали уже сейчас", - упрекнул пользователей наземного транспорта Морозов.

"Да, есть люди, у которых был удобный маршрут, а его убрали. Но несправедливым на поверку является как раз то, что он был — когда-то созданный, уже не имеющий обоснования в виде пассажиропотока. Использовать общественный транспорт в режиме «такси», увы, мы не можем себе позволить", - подытожил эксперт.

Независимое экспертное мнение

Помимо шквала разнообразных высказываний пользователей в социальных сетях, о трансформации московских маршрутов высказались специалисты, которые постарались донести до широкой аудитории максимально объективную оценку ситуации.

В рамках интервью независимой газете северного округа Москвы "НАШ СЕВЕР" обновление "Магистрали" прокомментировал транспортный эксперт Андрей Киреев, рассказав не только о плюсах, но и об ощутимых минусах проекта для пассажиров.

"Суть в том, что теперь развитием транспортных маршрутов в городе руководит единолично департамент транспорта. Все изменения идут только через него. То есть рынок ни на что не влияет. Влияет дептранс: может заключать новые контракты или менять старые, когда что-то пошло не так. Но система эта очень неповоротлива. Если департамент неправильно просчитал маршрут, то усилить его в случае переполненности будет крайне сложно. Контракт с перевозчиком заключается на 5 лет, и разорвать с ним договоренность будет достаточно проблематично. А ведь такие истории в Москве не редкость, когда данные департамента о пассажиропотоке в итоге оказываются ошибочными. Таким образом, если департамент у нас работает хорошо и он спланировал грамотные маршруты по городу, то данная модель будет работать отлично. Если же дептранс работает плохо, то мы получаем в Москве то, что получаем: где-то автобусов не дождешься, где-то они идут один за другим, но в них никто не ездит", - отметил Киреев.

Политик Дарья Митина в экспертных дебатах PublicO выразила мнение о плане «Магистраль» общественности центрального округа: «Для общественников изменения маршрутов не стали неожиданностью, в отличие от 90% обычных граждан. Общественные деятели же обращались и к депутатам и городской думы, и государственной, и к муниципальным депутатам. По ЦАО, где я проживаю, были обращения и в департамент транспорта, и лично к мэру Собянину. Удалось подключить даже Андрея Картаполова – депутата Госдумы от «Единой России». Парадоксально, но поддержала нас и региональная организация «ЕР», ее местное отделение голосовало против решения депутатов по транспорту. Трудно найти какую-то структуру, которая бы поддержала план «Магистраль»».

«Ситуация нервозная. Момент для внедрения таких изменений выбран крайне «удачно»: во-первых, пандемия, из-за чего народ и так не совсем в себе. Сейчас ему придется еще и изучать новые транспортные карты. Да и сезон: одно дело в мае стоять на остановке порядка 20 минут, другое дело в конце ноября, когда уже начались минусовые температуры. Все это совсем не вовремя. У меня иногда складывается ощущение, что это даже не глупость, а некая сознательная диверсия для раскачивания ситуации в обществе. Сегодня были опубликованы издевательские данные ВЦИОМ о том, что всего лишь 15% населения страны считают, что их права были каким-то образом ущемлены. Тем не менее, даже у самого терпеливого народа раз в столетие терпение кончается, и во что это выливается, мы хорошо знаем», - добавила Митина.

Глава межрегиональной общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков же считает, что некоторые нововведения были обоснованы: «правильным выглядит распространение магистральных маршрутов на всю Москву. В центре они действуют уже пять лет, но почему-то лишь спустя пять лет началось их распространение на юг. Магистральный маршрут – это маршрут по магистральным улицам, который к тому же пребывает раз в 5 минут, т.е. часто. Такой маршрут обозначает буква «М» в нумерации электробуса. Это правильная система, потому что интервал прибытия в 5 минут на всех маршрутах города обеспечить нельзя, да и не нужно. Второе правильное изменение – это распределение экспрессных маршрутов. Сейчас они будут отмечены буквой «Е»», - пояснил эксперт PublicO.

Текст:

Елена Островская,  специальный обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров