18 апреля в зале Ученого Совета РГГУ (Москва) состоялся круглый стол на тему «Кадры для коммуникационной индустрии – треки развития». Организаторы – Коммуникационное агентство «Главный Советник», Digital-агентство «Интериум» и Ассоциация менеджеров. Участники – представители PR-индустрии со стороны агентств и клиентов, а также – профильных факультетов вузов – выразили сдержанный оптимизм в отношении перспектив отрасли.
- Мы думали, что это черная полоса, а это была белая, - так охарактеризовал текущую ситуацию на рынке PR и коммуникаций в России Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров. Вячеслав Лащевский, глава Координационного совета при Общественной палате по разработке профессионального стандарта, привел такие цифры: в отрасли заняты 52 тысячи компаний, 325 тысяч человек, оборот в прошлом году составил 1,6 трлн руб. В этом году, по его словам, будет просадка на 30-40%.
- Как сохранить и поддержать коллектив в условиях кризиса? – именно такой вопрос стоит сейчас перед руководителями отрасли сегодня, считает Борис Молодов, управляющий партнер Коммуникационного агентства «Главный Советник».
Пандемия, локдауны, нынешние геополитическое обострение – это факторы, которые оказывают огромное негативное влияние на состояние коммуникационной сферы. Но воздействовать на них отрасль не может. Вот данные из исследования «Главного Советника» и «Интериума», которое презентовал на мероприятии Борис Молодов. Руководители 120 компаний отрасли, принявшие участие в опросе, среди наиболее острых проблем отметили следующие:
- затруднения с поиском новых клиентов (70,73%), - сокращение бюджетов текущих клиентов (68,29%),
- сокращение числа текущих клиентов (65,85%).
Отсюда и методы решения проблем. В докладе «Главного советника» приведены данные HeadHunter’а, по которым после 24 февраля количество вакансий по специальности «Маркетинговые, рекламные, BTL, дизайнерские, Event-, PR-агентства» сократилось до 9 277, а число резюме выросло до 93 276. И это, как отметил Вадим Ковалев, происходит в условиях демографической ямы.
Жесткая конкуренция на рынке труда диктует соответствующие требования к потенциальным сотрудникам. В этом тоже есть проблема. И Ковалев, и Молодов, и Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий и другие участники круглого стола отмечают низкую квалификацию выпускников профильных вузов в сочетании с их завышенными требованиями к потенциальному работодателю. Отсюда – текучка кадров, ненужные эмоции в и без того напряженной ситуации.
Большинство принявших участие в круглом столе профессионалов рынка так формулируют основные требования к специалистам:
- умение создавать и развивать контент;
- быстрая реакция;
- стратегическое мышление;
- широкий кругозор, позволяющий адаптироваться к стремительно меняющейся ситуации.
Представители вузов выразили свое желание готовить кадры, идущие в ногу или даже опережающие запросы отрасли. Но такая подготовка невозможна без практиков – руководителей и экспертов крупнейших коммуникационных агентств России.
Несмотря ни на что, перед коммуникационной сферой именно сегодня открываются новые перспективы. Ведь в кризисные времена роль коммуникаций между людьми только возрастает. Это высокая миссия, это цель и дух. Дмитрий Фролов, президент и основатель Ассоциации развития Digital-Агентств ARDA, сказал: "Очень важно показать молодым людям, что будущее у профессии есть".
Все участники обсуждения согласились, что будущее PR-кадров – в поиске новых направлений развития, а PR-образования - за новыми форматами. Для амбициозных молодых людей работы – непочатый край. Например, в регионах. Татьяна Смирнова, директор департамента общественных связей ГМК Норильский Никель сказала, что если молодой специалист не боится серьезной работы в регионе, для него есть много возможностей. В регионах коммуникационная сфера часто находится в зачаточном состоянии. Если ты не зациклен на столицах, то успех тебе обеспечен. И ВУЗы тоже в этом заинтересованы. Как подтвердил проректор РГГУ Ираклий Балквадзе, трудоустройство выпускников сейчас является одним из важнейших критериев оценки деятельности руководства ВУЗа.
Ярослав Федосеев из Сеченовского университета добавил оптимизма в обсуждение, предложив посмотреть на ситуацию в отрасли через 4 месяца. «Сейчас кажется, что у нас отняли силы, отняли будущее. Но у нас не отняли рыночную экономику! Даже если тебя сегодня уволили, у тебя есть руки-ноги-голова, и ты найдешь свое место. Ведь пиарщик, работник коммуникационной отрасли — это специалист на стыке профессий. Он и социолог, и историк, и философ, и помощник руководителя. Следите за рынком!»
Дискуссию завершил Борис Молодов из коммуникационного агентства «Главный Советник», предложивший сформулировать для профильных ВУЗов тезисы и критерии профессиональной подготовки специалистов отрасли с учетом требований работодателей. Эти тезисы станут основой подготовки будущих специалистов для конкретной практической работы в российских условиях.
Александр Богомолов, PublicO