Экс-президент США Дональд Трамп в минувший вторник стал бесспорным лидером Республиканской партии.
Если до вторника в перспективах антитрамповской оппозиции внутри партии еще можно было сомневаться, после этого дня все сомнения окончательно отпали, вместе с шансами переиграть Трампа на будущих праймериз законным путем.
Что же произошло во вторник?
Первое лицо антитрамповской фронды, конгрессмен от штата Вайоминг и дочь бывшего вице-президента США Лиз Чейни оглушительно проиграла партийные выборы женщине-адвокату Херриет Хейгман. Единственная причина сокрушительного, с разницей в 35 % голосов, поражения Лиз Чейни состояла в том, что Хейгман публично поддержал Трамп. Экс-президент простил г-же Хейгман некогда отрицательные отзывы о нем лично, но не простил г-же Чейни то, что она вместе с другими десятью конгрессменами-республиканцами голосовала за его импичмент в 2021 году, за неделю до окончания срока правления Трампа.
В тот момент многие считали Чейни потенциально очень сильной кандидатурой для того, чтобы стать кандидатом в президенты от партии в 2024 году, разрушив планы Трампа на переизбрание. Однако в настоящий момент все это уже не кажется реальным: едва ли Чейни сможет стать значительной политической фигурой общенационального масштаба после катастрофического поражения в родном штате. Похоже, ее политическая карьера оборвалась, а вместе с ней и закатилась звезда всей династии Чейни, сыгравшей столь печальную роль в недавней истории Америки.
Но Лиз Чейни — далеко не единственная жертва «мести» экс-президента. Из десяти проголосовавших за его импичмент конгрессменов на промежуточные выборы ноября 2022 года прорвались только двое: сумевший одолеть ставленника Трампа конгрессмен из штата Вашингтон Дэн Ньюхаус и конгрессмен из Калифорнии Дэвид Вэладао, против которого Трамп никого не выдвигал. Остальные либо, подобно Лиз Чейни, проиграли праймериз поддержанным Трампом кандидатам, либо ушли сами, не рискуя состязаться с ними. Только трое из 39 спорных кандидатов Трампа потерпели поражение на праймериз, что свидетельствует о почти тотальном контроле экс-президента над электоратом своей партии.
Очевидно, что даже если самого Трампа тем или иным способом снимут с предвыборной гонки в 2024 году, победу одержит тот кандидат, на кого он укажет пальцем.
Это не означает, что у Трампа нет проблем внутри партии. По его поведению в Белом доме и по многочисленным сотрясавшим его скандалам можно было сделать вывод, что у экс-президента не было и нет ни кадровой скамейки, ни какого-либо организационного фильтра, с помощью которого он мог бы отсеивать нелояльных кандидатов и отбирать идеологически преданных. Трампа предали или в лучшем случае оставили почти все военные лидеры, кого он в таком количестве рекрутировал для тех или иных позиций в его администрации. Одного из них — советника по национальной безопасности Майкла Флинна — он сдал сам и одним из первых. С Трампом не пошел до конца его вице-президент Майк Пенс. Не очень понятно, судя по последним слухам, остался ли ему верен вознесенный им зять Джаред Кушнер (поговаривают, что именно он дал информацию ФБР о наличии в резиденции Трампа в штате Флорида секретных материалов, но нельзя исключать, что вранье).
Иными словами, при всей своей популярности в народе Трамп удивительно слаб в плане создания какой-то сплоченной команды, не говоря уже о преданной партии. Все дни его пребывания в Белом доме были отмечены кадровым хаосом, что только отчасти можно объяснить давлением истеблишмента, по всей видимости, главной виной этого хаоса был характер президента.
Политолог Алексей Макаркин, в отличие от других своих коллег, опрошенных PublicO, убежден, что демократам нет необходимости снимать Трампа с выборов, им лишь нужно его скомпрометировать в глазах избирателя. У этого предположения есть один минус - до сих пор популярность Трампа не мог поколебать никакой «компромат» - ни его сальные шутки, ни более, чем сомнительная активность в твиттере, ни многочисленные сведения о его финансовых махинациях.
Американские газеты почти каждый день сообщают о результатах расследования обстоятельств взятия сторонниками Трампа штурмом здания Капитолия 6 января 2021 года. Одна из помощниц бывшего президента рассказала о его несколько истерической реакции на сообщения о штурме, он типа выхватил руль у водителя и пригрозил ему смертью за неподчинение. Тогда пресса раздувала скандал, который, как сообщалось, должен был окончательно продемонстрировать избирателю, насколько неуравновешанным человеком является экс-президент. Однако никаких электоральных последствий это откровение не имело, сейчас о нем все позабыли.
Трамп лидирует по всем опросам, обходя Байдена в рейтинге популярности более чем на 10 процентов. Опять же проблема состоит даже не в снятии президента с выборов, поскольку все понимают, что даже лишенный возможности по закону вернуться во власть, он все равно будет важнейшим электоральным фактором ближайшие годы.
Что можно сделать?
Снова мобилизовать против Трампа активистов чернокожих и ультралевых организаций, как в 2020? Вне всякого сомнения, это приведет только к ответной правой волне, которая поднимет не только самого Трампа, но кого и порадикальнее. Будем надеяться, что хотя бы этот урок из всей сомнительной истории с Джорджем Флойдом демократы вынесли.
Как утверждает политолог Павел Святенков, Трамп в принципе является системным политиком и не готов прибегать к каким-то радикальным вариантам поведения типа призывов к бунту. Это тоже верно, но нельзя сбрасывать со счетов такую черту его личности, как маниакальное упрямство, в том числе в противодействии с ненавидящим его истеблишментом.
Не вызывает сомнения, что стратеги демократической партии сейчас напряженно продумывают все варианты противодействия реваншу трампизма. Ясно пока только одно, среди этих вариантов уже нет сценария отстранения Трампа более системными однопартийцами. Возможно, системные однопартийцы попытаются Трампа уговорить отказаться от выдвижения в 2024 году, поставив на какую-нибудь более проходную фигуру типа губернатора Флориды Рона Десантиса. Однако все, что мы знаем о Трампе, позволяет усомниться в наличии и этого сравнительно благополучного исхода данной коллизии.
Похоже, раскол внутри США будет только углубляться, а способность этой страны оставаться гегемоном миропорядка по этой самой причине неуклонно слабеть.
Борис Межуев, главный редактор PublicO