ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Как правильно создать стратегию масштабирования бизнеса
Фото: unsplash.com
Автор: Андрей Кононов - эксперт в области предпринимательства, экономики и менеджмента

Как правильно создать стратегию масштабирования бизнеса

Каждый предприниматель мечтает о расширении бизнеса и увеличении прибылей. Но статистика неумолима: две трети компаний, быстрое развитие которых идет без надлежащего контроля и планирования, в результате терпят крах. Проблема в том, что их руководители часто не видят разницы между стратегиями стихийного роста и научно обоснованного масштабирования бизнеса. А ведь это далеко не синонимы.

Рост — это арифметическая прогрессия. Он означает увеличение числа клиентов, продаж и доходов. Но если в основе такого роста лежит, к примеру, дополнительный найм сотрудников и, соответственно, новые расходы, то можно ли это назвать успехом? Ведь реальная прибыль в итоге окажется весьма незначительной, если она вообще будет. 

Масштабирование бизнеса означает экспоненциальный подход — не просто постепенное добавление, а умножение сил, основанное на повышении конкурентоспособности и диверсификации бизнеса, а также серьезном анализе рынка. Поэтому эффект выверенного масштабирования может быть впечатляющим. При этом затраты на осуществление подобных программ, в отличие от вложений в обеспечение «роста», как правило, минимальны. Более того, специалисты по масштабированию на основе научного, а не эмоционального (как, к сожалению, чаще бывает) анализа спроса и плана оптимизации бюджета предлагают решения по снижению операционных и административных расходов компании, сокращению или полного отказа от кредитной нагрузки.

Среди наиболее популярных способов оптимизации можно назвать: определение самых прибыльных секторов бизнеса, отказ от слабых или убыточных продуктов, рационализация производственных и управленческих процессов, эффективное управление имеющимися ресурсами и сокращение отходов.

Руководитель предприятия, начавшего программу масштабирования, должен начать с себя. Нужно понять, что теперь ваша компания выходит на новый уровень организации процесса. Она становится слишком сложной, чтобы по старинке все решать самому. Без делегирования полномочий сотрудникам с новыми задачами не справиться. Ведь вам предстоит конкурировать с командами, где каждый участник сосредоточен на той части бизнеса, в которой он хорош. Поэтому, вместо того чтобы заниматься масштабированием в одиночку и выгорать, необходимо создать свою «команду мечты». Найти людей с навыками ведения современного бизнеса, которые смогут полноценно реализовать ваше видение будущего компании.

Ну и, само собой, без технологий не обойтись. Различные приложения, программные инструменты, облачные вычисления, анализ данных, искусственный интеллект, интернет вещей, виртуальная реальность, радиочастотная идентификация и т. д. — все это требует минимальных инвестиций по сравнению с бесчисленными конкурентными преимуществами, которые они дают. 

Одним из основных факторов успеха стратегий масштабирования является правильный выбор подходящей модели, которая соответствует особенностям и потребностям компании. Это может быть горизонтальное масштабирование, вертикальное масштабирование, расширение географического присутствия или диверсификация продуктов и услуг. Важно анализировать рынок, конкурентов, потенциальных клиентов и внутренние ресурсы, такие, как финансовые ресурсы, управленческие навыки, инновационность и гибкость компании, чтобы определить оптимальную стратегию.

Важно также помнить, что стратегии масштабирования сопряжены с определенными рисками и вызовами. Расширение масштаба может привести к сложностям в управлении, потере гибкости, а также увеличению конкуренции. Поэтому необходимо проводить тщательный анализ рисков и готовить варианты их снижения.

В целом, стратегии масштабирования бизнеса представляют собой важный инструмент для роста и развития компании. Они позволяют компаниям адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и сравнительно безопасно расширять свое влияние. Правильно разработанные и реализованные стратегии масштабирования могут стать ключевым фактором успеха и долгосрочного процветания бизнеса.


Список литературы
1. Verne Harnish, "Scaling Up: How a Few Companies Make It...and Why the Rest Don't", 2014
2. Scott Duffy, "Breakthrough: How to Harness the Aha! Moments That Spark Success", 2020
3. Nathan Furr and Paul Ahlstrom, "Nail It Then Scale It: The Entrepreneur's Guide to Creating and Managing Breakthrough Innovation", 2011
4. Chris Zook and James Allen, "The Founder's Mentality: How to Overcome the Predictable Crises of Growth", 2016
5. Reid Hoffman and Chris Yeh, "Blitzscaling: The Lightning-Fast Path to Building Massively Valuable Companies", 2018.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров