
Во вторник, 6 июля во французских Каннах стартовал один из самых влиятельных и известных кинофестивалей в мире. В основной конкурс фестиваля вошли 24 фильма, в том числе один российский номинант - “Петровы в гриппе” Кирилла Серебренникова. Премьера картины в широком прокате состоится 9 сентября, но ее трейлеры и тизеры уже опубликованы.
В номинации “Особый взгляд” представлены еще две российские ленты: “Дело” Алексея Германа-младшего и “Разжимая кулаки” Киры Коваленко. Кроме того, в главном конкурсе участвует лента "Купе номер шесть" (Hytti №6), которую снял финн Юхо Куосманен при поддержке Министерства культуры РФ.
Каннский фестиваль в этом году обещает быть насыщенным, так как прошлогоднее мероприятие было отменено из-за пандемии коронавирусной инфекции, и победителей ни в одной из номинаций не выбирали. Поэтому в этом году на Лазурном побережье будут представлены картины, которые могли бы попасть в конкурс в прошлом году, что, безусловно, серьезно обострило конкуренцию.
Другим нововведением этого года станут усиленные меры безопасности - участников обязали либо каждые 48 часов предъявлять тест на коронавирус, либо один раз - справку о вакцинации зарегистрированным в ЕС препаратом. Количество зрителей также будет ограничено.
В конкурсной программе этого года фигурируют знаменитые имена: Пол Верховен с “Непорочной девой”, Уэс Андерсон с “Французским вестником”, Франсуа Озон с лентой “Все прошло гладко”. Несмотря на такую компанию, у российской ленты, тем не менее, есть шансы достойно выступить на фестивале - причем не только благодаря возможным художественным достоинствам кинокартины, но и из-за серьезных политических и юридических баталий, развернувшихся вокруг фигуры режиссера Кирилла Серебренникова в последние два года и вышедших на международный уровень.
Пока единственным отечественным фильмом, получившим в 1958 году главный приз - “Золотую пальмовую ветвь” - остается картина "Летят журавли" Михаила Калатозова. Тем не менее, другие награды советские и российские фильмы получали в Каннах 45 раз за все время его проведения с 1946 года. Более того, фильмы самого Серебренникова удостаивались их дважды: в 2016 году “Ученик” был награжден призом Франсуа Шале в программе “Особый взгляд”, а в 2018 году приз за лучший саундтрек в основном программе получило “Лето” того же Кирилла Серебренникова.
В 2018 году Серебренников не смог посетить фестиваль, поскольку с лета 2017 года находился под домашним арестом по обвинению в хищении бюджетных средств при реализации проекта "Платформа". По сообщениям СМИ, в этом году он тоже не будет лично присутствовать на премьерном показе “Петровых в гриппе”. Ряд западных политиков и представителей искусства сочли уголовное дело против режиссера политически мотивированным и неоднократно пытались повлиять на его ход и избранную меру наказания.
Конвертируется ли признание в деньги?
Кинокартина, в которой режиссер является также и сценаристом, снята по мотивам романа Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». Этот роман 2016 года был тепло встречен в России и стал победителем многих литературных премий, в частности, “Национального бестселлера”. По его мотивам Серебренников поставил также спектакль в московском “Гоголь-центре”.
Пока премьера фильма не состоялась, и судить и о том, удалось ли режиссеру передать ощущение зыбкой гриппозной реальности книги, можно лишь по опубликованному тизеру. По этим кратким отрывкам можно сделать вывод, что зрители смогут сполна насладиться смутным флером абсурдности происходящего и причудливым “бредом” героев, вплетенными в ткань повседневности. Фильм, судя по обнародованным кадрам, совсем не похож на кассовую кинокартину.
Впрочем, едва ли Серебренников когда-либо гнался за прибылью, по крайней мере, он точно не ставил это своей приоритетной задачей. Согласно данным сайта “Бюллетень кинопрокатчика”, его фильмы собирают в прокате совсем немного денег, хотя и показывая год от года позитивную динамику. Так, “Юрьев день” принес всего 450 тысяч рублей, “Ученик” - 14,8 миллионов рублей, “Лето” - уже 91,5 миллионов. Для сравнения, самый кассовый российский фильм “Холоп” собрал около 3 миллиардов рублей, “Движение вверх” - 2,9 миллиарда, “Т-34” - 2,3 миллиарда.
Очевидно, что киноязык Серебренникова скорее рассчитан на фестивальный успех и получение одобрения у достаточно небольшой группы профессионалов и любителей кино, чем на широкую публику и популярность в массовом прокате. Фильм “Петровы в гриппе”, судя по тизеру, отличается визуально тяжелым видеорядом и сложным цветовым сочетанием.